Основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:58, реферат

Описание

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, включающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих этнопсихологический опросник:

- методику исследования самоотношения;

- методику измерения фокуса контроля;

- цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок;

- методику измерений ценностных ориентаций;

Работа состоит из  1 файл

основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований..docx

— 53.16 Кб (Скачать документ)

     Количественные  методы в этнопсихологии — совокупность способов, приемов, методик описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием достижений современной математики и вычислительной техники.

     Количественные  методы находятся в тесной связи  и взаимодействии с методиками качественного  анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности  формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально- психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.

     Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для их осмысления, систематизации и правильной оценки.

     Региональная  картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных.

     Его автор Д. Мердок начал работу над картотекой в конце ЗО-х годов ХХ в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностей многих, этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.

     Полный  микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него — в научных библиотеках  многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF. интересен тем, что в ней зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные для представителей конкретных этнических общностей.

     Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, приемов и методик активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей представителей других национальных общностей, использующие специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностногo поведения в иной культурной среде.

     Надежность  этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны  полученные научные результаты, насколько  они устойчивы при повторных  исследованиях. По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и  точности выбранных методик, в репрезентативности выводов. Она достигается путем:

     1. Привлечения большого количества  экспертов из разных этнических  и социальных групп при оценке  национально-психологических особенностей  представителей конкретной нации.  Так, путешественники бессознательно  выделяют одни черты в психологическом  портрете этноса, помогающие или  облегчающие странствия по свету,  коммерсанты — несколько иные, связанные с успешностью проведения  коммерческих операций, военные  чаще обращают внимание на  составляющие морального духа  и боевые качества, которые входят  в морально-психологическое состояние  войск конкретного государства  и т.д. Например, у немцев путешественник  обычно констатирует их сдержанность  и слабую общительность, коммерсант  отметил бы их практичность, доходящую  до высокой степени экономности,  военный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к  порядку. Психоаналитики же нередко  считают, что стимулом проявления  настойчивости представителей этой  нации, ставшей причиной интенсивного  развития экономики немецкой  нации, выступает стремление компенсировать  горечь поражения во Второй мировой войне иными способами. В свою очередь, сами немцы с готовностью подчеркивают мысль о стремлении нации к выживанию в борьбе с многочисленными врагами, самоутверждению среди других народов путем напряженного и хорошо организованного труда. Истина рождается при анализе различных точек зрения, мнений различных экспертов.

     2. Совмещения результатов экспертных  оценок с самооценками, с самосознанием  представителей конкретной этнической  общности. Так, чеченский народ  высоко чтит своих предков.  Нередко в семьях помнят своих  родичей до 7-10 поколения. В этой  связи события на Кавказе в  XVIII XIX вв., переселение чеченцев народа  в 40-е годы XX в. воспринимаются личностно близко, через судьбы конкретных родственников.

     Поэтому события 1994- 1996 и 1999-2001 годах в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе нельзя сводить лишь к результатам  одной лишь деятельности политиков  последних лет — здесь проявляется  накопившийся за долгие годы груз тяжелых  эмоциональных переживаний, своеобразного  отношения к метрополии, пустивший  глубокие корни в национальном самосознании этого народа.

     Внешними  экспертами нередко национальные особенности  чеченцев обычно сводятся к агрессивности, враждебности, воинственности. Сами же представители этого народа склонны  считать себя справедливыми, миролюбивыми, почитающими своих предков людьми, выполняющими их заветы.

     3. Использованием различных взаимодополняющих  и взаимопроверяющих друг друга методик, методических подходов. Так, мнение экспертов может быть дополнено результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых тем или иным народом терминов, понятий, ключевых слов, взятых из книг, эпоса, мифологии; привлечением в помощь этнопсихологам психоаналитиков; анализом основных религиозных доктрин и концепции, норм религиозной морали и нравственности конкретного народа; привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т.д.; межкультурным сравнением результатов тестирования однотипными тестами и т.д.

     4. Репрезентативностью исследования. В математической статистике  репрезентативность — главное  свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик  (состава, средних величин, дисперсии  и т.д.) соответствующим показателям  генеральной совокупности, которую  она представляет. Так, при анализе  национально-психологических особенностей  евреев важно учитывать, что  представители этой национальности  живут как на территории Израиля,  так и в других странах. И  было бы не совсем корректно  по данным изучения евреев, проживающих  в конкретной стране, делать обобщающие  выводы об их психологии без  проведения аналогичных исследований  в государствах, где проживает  большинство представителей этого  народа, Поэтому этнопсихологические  исследования должны опираться  на методы теории вероятностей, математической статистики. Однако  экспериментальная этнопсихология  только подходит к массовому применению статистических методов в своих исследованиях.

     Валидность — одна из важнейших характеристик психологической диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему.

     Проблема  валидности возникает в ходе разработки и практического применения метода (методики) исследования, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующей национально-психологической особенности и критериями и показателями (методом, методикой) ее изучения.

     Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в нем феномен, ради изучения которого она создается.

     Надежность  этнопсихологических исследований во многом зависит от опоры на определенные принципы сравнения и сопоставления  их результатов.

     Принципы  сравнения и сопоставления национально-психологических  особенностей — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться эффективности их изучения. Психологическими характеристиками, определяющими морально-деловые качества, поведение, действия и общение людей, все нации наделены равномерно. Чтобы их правильно изучить и осмыслить необходимо их сравнить и сопоставить. Обычно выделяют следующие принципы сравнения и сопоставления национальной психики.

     Принцип четко обоснованных и достоверных  показателей показывает, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе четко обоснованных показателей в рамках учета своеобразия проявления того класса психологических феноменов, которые составляют их содержание и функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности их правильного осмысления.

     Принцип сравнения и сопоставления значимых и равнозначных величин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей этих наций, так как форма проявления и сущность вещей в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить обобщающие характеристики явлений и характера их функционирования в исследуемой деятельности.

     Принцип историко-гносеологического подхода  показывает, что сравнение и сопоставление должно вестись на основе определенной стратегии. Следует учитывать условия, в которых, с одной стороны, формировались национально-психологические явления, а с другой, — в которых проводилось исследование. Необходимо познавать национальную психологию людей с точки зрения того, как она возникла, какие главные этапы в своем развитии проходила и с точки зрения этого ее развития смотреть, чем она стала теперь.

     Принцип верификации и валентности методов  и методологии исследования нацеливает на то, что сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей людей возможно только на основе четко продуманной теории и методологии исследования, с помощью методик, адаптированных к конкретному этносу и имеющих одинаковую валидность в различных этнических выборках.

     Принцип непротиворечивости и согласованности  результатов сравнения и сопоставления  ориентирует на то, что итоги исследования национально-психологических особенностей людей не должны противоречить всей имеющейся совокупности информации и сведений об этносе и психологии

     и его представителей и должны согласовываться  с другими известными фактами  и результатами их изучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Разработка  вопросов логики этнопсихологического исследования является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего этапа развития этнопсихологии в целом. Логика этнопсихологического исследования — совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных  этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологических  особенностей людей.

     При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

     Во-первых, перед психологами постоянно  встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

     Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.

     В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей»  и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

     Надежность  этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны  полученные научные результаты, насколько  они устойчивы при повторных  исследованиях. По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и  точности выбранных методик, в репрезентативности выводов.

     Список  литературы 

     1. Крысько В.Г. Этнопсихология и  межнациональные отношения. М., 2006.

     2. Крысько В.Г. Этническая психология.М., 2007.

     3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.

     4. Бондырева С.К. Колесов Д.В.  Традиции: стабильность и преемственность  в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.

Информация о работе Основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований