Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:06, контрольная работа
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом.
1. Основные этапы развития управленческо-психологической мысли.
2. Публичное выступление, психологические предпосылки его эффективности.
3. Термины: руководство, способности, акцентуации характера.
1. Основные этапы развития управленческо-психологической мысли.
2. Публичное выступление, психологические предпосылки его эффективности.
3. Термины: руководство, способности, акцентуации характера.
1. Основные этапы развития управленческо-психологической мысли.
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления». Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд. Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.
Субъект и объект управления,
рассматриваемые также как
Понимаемая как целостно-
-функциями и целями деятельности;
-конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
- режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
- правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения
- между субъектом и объектом управления;
- между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;
-между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Таким образом, управленческая деятельность -- это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.Главная ее цель -- обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельностью своих подчиненных.
Главная задача руководителей -- общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:
- принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;
- осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;
-координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.
Управление как специфическая деятельность связывается с появлением организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир. Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи, просуществовавшей несколько столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.
Однако идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в XVIII веке -- в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение чисто управленческих функций. С середины XIX века начала развиваться концепция систематизированного управления.
В начале XX века эта концепция приобрела качественно новое значение -- управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении -- научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготовленный руководитель--менеджер.
Если сам процесс управления
возник с момента появления
Развитие науки управления можно разделить на три этапа:
1. Возникновение и развитие
«классической теории научного
менеджмента»(начало XX века -- конец
20-х годов). Классический менеджмент
основывался на жестком
2. Возникновение и развитие
доктрины «человеческих
На ее основе осуществлялась
выработка рекомендаций по совершенствованию
«человеческих отношений», мобилизации
«человеческого фактора», развитию участия
членов организации в управлении,
повышению эффективности
3. Возникновение и развитие
современных теорий управления (с
50-х годов по настоящее время)
Системный подход. Его сторонники
считали недостатком всех предшествующих
теорий сосредоточение внимания только
на отдельных элементах
Ситуационный подход. На
рубеже 70-х годов широкую
В центре внимания при этом оказывается ситуация, то есть определенный набор обстоятельств, которые оказывают большое внимание на организацию в данное конкретное время. Суть ситуационного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде (ситуации), в которой работает данная организация.
Эмпирический (прагматический)
подход. В основе этого подхода
лежало изучение и последующее распространение
конкретного опыта управления фирмами
и военными организациями. Его возникновение
явилось определенной реакцией на недостаточную
практическую направленность ряда положений
научного управления. Сторонники этого
подхода не отрицали значения теоретических
принципов, но считали более важным
анализ непосредственного опыта
управления. Такой анализ, по их мнению,
позволяет подобрать
Сторонники этого подхода
выступали за профессионализацию управления,
то есть за превращение управленческого
труда в особую профессию. С работами
ученых данного направления связано
широкое распространение
Количественный подход. Это
обобщенное название всех приемов в
управлении, связанных со знанием
математики, статистики, кибернетики.
Появление этого подхода стало
реакцией на достижения в области
науки и техники, прежде всего
на процесс компьютеризации. Компьютер
как элемент современной
Широкое распространение получили количественные и статистические методы анализа, моделирование. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях:«концепция операционного менеджмента» (управленцу недостаточно знать только науку управления, менеджер должен обладать знаниями социологии, психологии, математики, экономики, теории систем и др.);«концепция управленческих решений» (главным в деятельности управленца является принятие решений. Обучение управленца должно включать, прежде всего, формирование у него готовности принимать правильные и своевременные решения);«концепция математического или научного управления» (мировая ситуация, ее усложнение требуют обеспечить все более научный характер управления. Для этого необходимо использовать различные математические модели и концепции).Сравнительный анализ основных управленческих культур. Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской. Американская управленческая культура рассматривала управление как специализированный вид деятельности, а сам менеджер представлялся профессионалом, обладающим специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и др.). Была создана инфраструктура для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразных научных исследований и публикаций в области управления.
Американское определение управления
В основе американской управленческой
культуры (впрочем, как и европейской)
-- англосаксонский генотип, ядром
которого является рационализм. В нем
отчетливо выражен
Однако в 80-е годы даже
американцы вдруг усомнились в правильности
своего пути, начали обвинять школы
бизнеса в неправильной ориентации
менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном
увлечении «наукой управления».
Они стали пристально изучать
японскую управленческую культуру. Японское
экономическое чудо развивалось, имея
всего три школы бизнеса. Концепция
японского менеджмента
Информация о работе Основные этапы развития управленческо-психологической мысли