Основные этапы развития управленческо-психологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом.

Содержание

1. Основные этапы развития управленческо-психологической мысли.

2. Публичное выступление, психологические предпосылки его эффективности.

3. Термины: руководство, способности, акцентуации характера.

Работа состоит из  1 файл

психология управления.docx

— 49.47 Кб (Скачать документ)

Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию  между американской и японской культурами. С одной стороны, европейцы имеют  школы бизнеса и центры повышения  квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве. С другой стороны, управление как  вид деятельности, которому нужно  учиться, до сих пор в перечне  карьерных предпочтений находится  не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку.

Требует отдельного рассмотрения советская управленческая культура. Даже спустя десятилетие, в условиях смены эпох на постсоветском пространстве, эта культура по-прежнему остается господствующей. Для нее наиболее характерным было не получение специального управленческого образования, а  приобретение основательного управленческого  опыта и личная преданность рекомендующему. Как отмечали социологи, произошла  канонизация принципа «начальству  видней», который словно обручем  сковал инициативу и свободу людей.

   На рубеже веков для управленческой мысли характерны следующие тенденции развития: профессионализация науки управления. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, широких международных контактов ученых управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается, практическая направленность современного развития науки управления. Управленческая мысль все больше обращается к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь; ориентация на количественное увеличение, многослойность управленческого аппарата, усиление дифференциации управленческого труда. Современные условия общественного развития требуют не меньше, а даже больше управленцев, чем прежде. Например, доля административно-управленческих работников в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15 % (конец 50-х годов) до 30 % (середина 80-х годов). А в некоторых фирмах эта доля достигает и 70--80 %. Нет никаких заметных тенденций сокращения и госаппарата в ведущих странах Запада; усиление технической оснащенности и технологическое усложнение управленческого труда. Современный управленческий труд вследствие широкого использования достижений современной цивилизации (компьютеры, различная оргтехника, всевозможные средства обработки, передачи и накопления информации, средства, позволяющие почти мгновенно устанавливать связь даже с самой удаленной точкой света и др.) стал принципиально иным даже по сравнению с прошедшим десятилетием.

Действие этой тенденции  противоречиво. С одной стороны, управленческий труд в результате технологизации упростился и стал оперативнее; а с другой -- это привело к усложнению деятельности управленца в силу ряда причин.

Развитие научно-технического прогресса заставляет принимать  решения в гораздо более короткие сроки, чем раньше. Выявился ряд серьезных  психологических проблем во взаимоотношениях «человек -- машина». Технологизация управленческого труда требует строже подходить к принимаемым управленческим решениям, потому что в условиях повышенной взаимосвязанности всех звеньев системы управления усиливается риск и негативные последствия неверных решений.Ориентация на Человека как на наивысшую ценность всего процесса управления. В центре современных концепций управления находится Человек, который рассматривается как наивысшая ценность для организации. Исходя из этого, все системы управления нацелены на пробуждение разнообразных способностей работников, с тем, чтобы они были в максимальной степени использованы в процессе совместной деятельности, а человек стремился бы к процветанию организации, в которой он работает и служит.

С учетом всего этого и  разработаны различные модели управления, главным для которых является то, что в центре их внимания находится  Человек. Такие модели, при всем их различии, как правило, содержат четыре взаимосвязанных блока: персонал организации, тщательный учет знаний и способностей работников, стиль и культура деловых  взаимоотношений в организации  и долгосрочные цели развития организации.

Управление как социальный процесс не во всем подвержен действию инструкций и формуляров, не всегда прогнозируем. Помимо формально установленной  между членами организации должностной  субординации, существует сложнейшая система неформальных связей, социальных

На рубеже XX и XXI веков  психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и  практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для переживаемого  периода характерен ряд черт:

- прикладной характер разрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для управленцев различных ступеней;

- интеграция психолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различных отраслей науки. Образно говоря, своеобразное «свидетельство о рождении» психологии управления еще только заполняется и сделаны лишь первые записи;

- главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Публичное выступление, психологические предпосылки его эффективности

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Цель содержит желаемый от выступления результат. Таким результатом может быть речевое воздействие на аудиторию с целью убеждения ее необходимости того, о чем говорит оратор, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя: 1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека; 2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека; 3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Для достижения поставленных целей публичное выступление  должно быть тщательно, с учетом знания психологии, подготовлено.

Механизмы речевых  воздействий.

Самый древний механизм воздействия – это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер, т. е. усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов). Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.Основные формы внушения: 1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза); 2) внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности; 3) внушение при активном состоянии бодрствования человека. Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Исторически убеждение как способ воздействия стало применяться в социальной практике значительно позже, чем начали действовать механизмы внушения и заражения. Это естественно, поскольку необходимость критического освоения, сознательного принятия или непринятия поступающей извне информации предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития человека. Процесс слияния или перерастания убеждений в побуждения личности является одновременно и высшим критерием прочности и действенности сформировавшихся убеждений, когда, говоря словами НА. Добролюбова, убеждения слились с чувствами и волей человека, присутствуют в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает.Сложность и многогранность процесса убеждающего воздействия предполагает воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, активное взаимодействие убеждающего и убеждаемого, нередко перерастающее в явную или скрытую дискуссию. Проще поддаются убеждению лица, которые имеют яркое, живое воображение; ориентируются скорее на других, чем на себя; имеют несколько заниженную самооценку и др.На повышение эффективности убеждения оказывают влияние следующие условия:

-        умение установить контакт, вызвать доверие;

-        выдержка, терпение и такт;

-        умение доказывать, разъяснять, опровергать;

-        подача новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;

-        личная убежденность, искренность;

-        обеспечение одинакового понимания терминов, понятий и выражений, используемых сторонами;

-        учет индивидуальных и возрастных особенностей убеждаемого и психологии малой группы.

Сама процедура убеждения  включает три вида убеждающих воздействий:

-        Информирование.

-        Разъяснение.

-        Доказательство и опровержение.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и  образное изложение информации с  целью сообщения подчиненному фактов и выводов, необходимых для побуждения его к определенным действиям. Рассказывая  что-то, избирают либо индуктивный, либо дедуктивный путь. Первый требует  последовательно рассматривать  факты, явления, события и только потом делать обобщение. Индуктивный  путь предполагает, что сначала нужно  изложить общие положения, а уж затем  приводить факты в их подтверждение.

Требования к источнику  и содержанию убеждающего воздействия:

  1. убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
  2. она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
  3. необходимо анализировать факты, известные слушателям;
  4. убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника  информации:

1) слушатель сравнивает  получаемую информацию с имеющейся  у него информацией и; в результате  создается представление о том,  как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, –  если человеку кажется, что  оратор не правдив, скрывает  факты, допускает ошибки, то доверие  к нему резко падает;

2) создается общее представление  об авторитетности убеждающего,  но, если оратор допускает логические  ошибки, никакой официальный статус  и авторитет ему не помогут;

3) сравниваются установки  оратора и слушателя: если расстояние  между ними очень велико, то  убеждение может быть неэффективным.  В этом случае наилучшей стратегией  убеждения является: вначале убеждающий  сообщает об элементах сходства  со взглядами убеждаемых, в результате  устанавливается лучшее понимание  и создаете, предпосылка для убеждения.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью  которых истинность какой-либо мысли  обосновывается через посредство других мыслей. Всякое доказательство состоит  из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис  должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому  она может быть приведена для  обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные  и дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена тезиса в  ходе доказательства; 2) использование  для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как  верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают  как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения  – антитезиса, хотя логически это  неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса. Однако, поскольку  логика многих людей далеко не безупречна, то такие «псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможен эффект бумеранга – когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит: 1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией и с самого начала оратор это показывает, во не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает.

Может быть применена и  другая стратегия, когда вначале  сообщают о большом различии между  установками, но тогда – убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко –  вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации).

 

 

 

Основные части публичной речи.

1. Вступление.

Целевые установки вступления – Вызвать интерес. Овладеть вниманием  аудитории. Установить взаимопонимание  и доверие. Подготовить аудиторию  к восприятию речи

Вступление, небольшое по объему, обычно составляет 1/8 от всего  времени выступления.

Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров:

  1. Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.
  2. Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.
  3. Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.
  4. Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.
  5. Задается риторический вопрос (т. е. вопрос, не требующий ответа). В риторике известен, например, классический риторический вопрос римского оратора императора Цицерона, который он провозгласил перед сенаторами: »Доколе же, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?».
  6. Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: »О времена! О нравы!«.
  7. Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.
  8. Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.
  9. Иногда для привлечения внимания используют »шоковую« технику, т. е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы »от противного».

Информация о работе Основные этапы развития управленческо-психологической мысли