Основные положения конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание

Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"
("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие конфуцианства……………………………………………..4-5
О переходе учения в религию……………………………………….5-8
Основные положения конфуцианства……………………………..8-15
Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство……..15-17
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

копия.docx

— 35.75 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие конфуцианства……………………………………………..4-5
  2. О переходе учения в религию……………………………………….5-8
  3. Основные положения конфуцианства……………………………..8-15
  4. Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство……..15-17

Заключение…………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Фундаментальную роль  во всей истории этической  и политической мысли 
Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" 
("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины","низкие","младшие" должны подчиняться "благородным мужам","лучшим","высшим","старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью устранялся от участия в управлении государством.

       Конфуцианство  в наше время стало очень  распространенным учением.

Объект – конфуцианство.

Предмет – основные положения  конфуцианства.

Задачи:

  1. рассмотреть конфуцианство как учение;
  2. определить переход учения в религию;
  3. рассмотреть основные положения конфуцианства;
  4. проследить новый этап развития конфуцианства.

Цель – рассмотреть  основные положения конфуцианства.

 

3

          1. Понятие конфуцианства

     Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

       С самого возникновения  Конфуцианство, выражая интересы  части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было  активным участником в социально-политической  борьбе. Оно призывало к укреплению  общественного строя и сложившихся  форм государственного управления  путём строгого соблюдения древних  традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

      В Китае  это учение известно под названием  儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»); таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

      Основные положения конфуцианства были разработаны философом Кун-цзы (Кун Цю, Кун Чжунни, Кун Фу-цзы - отсюда и латинизированное Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены в его трактате Лунь юй (Беседы и суждения). Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены его последователями - Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжу Си  и другими

                                                               4

философами.

    Предшественниками  конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих философов и учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: Шицзин ("Книга песен"),  Шуцзин ("Книга истории"), Ли цзи ("Книга ритуала”), ставших затем частью конфуцианского канона (Тринадцатикнижия), и утраченной впоследствии Юэцзин ("Книга о музыке"). В период Чуньцю (722-481 гг. до н. э.) таких бродячих философов было особенно много в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (родина Мэн-цзы)  -  на территории современной провинции Шаньдун. Поэтому именно там и зародилось конфуцианство.

    Первым этапом  становления конфуцианства была  деятельность самого Конфуция, который  тоже принадлежал к сословию  ученых книжников. Его учение  отличалось своей социально-политической  направленностью. Прежде всего,  оно призывало к гармонизации  общественного строя и к укреплению  сложившихся форм государственного  управления путём строгого соблюдения  древних традиций и определённых  принципов взаимоотношений между  людьми в семье и обществе.

          1. О переходе учения в религию

         Учение  первоначального конфуцианства,  поставив основным своим принципом  присущее каждому человеку желание  жить и благоденствовать, занималось  только вопросами этики и политики  и совершенно не касалось метафизических  вопросов  и, вообще, всего того, что не может быть объяснено  человеческим разумом, а только  усваивается верой. Вера в загробную  жизнь и существование духов  допускалась не потому, что то  и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера  до известной

5

степени способствует благополучию жизни  человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.  

           Для  удовлетворения религиозных  потребностей народа конфуцианство  ограничилось с одной стороны  строго определённым ритуалом  культа предков (единственного,  по мнению некоторых синологов,  культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов,  a с другой стороны — признанием культа лиц, удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой  более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.

          Главнейшие  обряды после смерти: малое, затем большое одевание  покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на

                                                                 6

красной  бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько  степеней, сообразно продолжительности  времени и качеству носимой в  это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой  по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать  музыку и вообще веселиться.

             При  заключении брака главное  и общеобязательное требование  — чтобы жених и невеста  носили разные фамилии (поэтому  родство по матери совершенно  не принимается во внимание) и  имели первый не менее 16 лет,  вторая — не менее 14. Главные  обряды при заключении  брачного  союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в  её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.

            «Обряд  надевания шапки» совершается  кем-либо из родственников (но  не отцом), в присутствии всей  родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко  всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.

                Государственным  чествованием  пользуются все государи всех  династий, равно как и царствующий  государь, затем все лица, принёсшие  пользу всему государству (изобретатели  земледелия, шелководства и пр., великие  учёные — Конфуций и 86 его  учеников и последователей) или  его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых

                                                                  7

(даже одной семьёй) духов.  В данный день на могилу  или в храм, в честь                                «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

          1. Основные  положения  конфуцианства

        Основные  положения конфуцианства были  разработаны философом Кун-цзы (Кун Цю, Кун Чжунни, Кун Фу-цзы - отсюда и латинизированное Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены в его трактате Лунь юй (Беседы и суждения). Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены его последователями - Мэн-цзы, Сюнь-цзы , Дун Чжуншу, Чжу Си  и другими философами.

    Предшественниками  конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих философов и учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: Шицзин ("Книга песен"),  Шуцзин ("Книга истории"), Ли цзи ("Книга ритуала”), ставших затем частью конфуцианского канона (Тринадцатикнижия), и утраченной впоследствии Юэцзин ("Книга о музыке"). В период Чуньцю (722-481 гг. до н. э.) таких бродячих философов

8

было особенно много в  царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (родина Мэн-цзы)  -  на территории современной провинции Шаньдун. Поэтому именно там и зародилось конфуцианство.

    Первым этапом  становления конфуцианства была  деятельность самого Конфуция, который  тоже принадлежал к сословию  ученых книжников. Его учение  отличалось своей социально-политической  направленностью. Прежде всего,  оно призывало к гармонизации  общественного строя и к укреплению  сложившихся форм государственного  управления путём строгого соблюдения  древних традиций и определённых  принципов взаимоотношений между  людьми в семье и обществе.

    Исходным положением  конфуцианства является концепция  Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо  это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао, а также совершенствовать эти качества посредством образования.

    Целью самосовершенствования  является достижение уровня благородного  мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип - "чего не желаешь себе, того не делай другим". Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности.

Информация о работе Основные положения конфуцианства