Основные положения конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание

Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"
("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие конфуцианства……………………………………………..4-5
О переходе учения в религию……………………………………….5-8
Основные положения конфуцианства……………………………..8-15
Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство……..15-17
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

копия.docx

— 35.75 Кб (Скачать документ)

    Особое место  в учении Конфуция занимает  концепция сяо - сыновней

                                                                    9

почтительности, уважения к  родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья).

    Немалое значение  придается и юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится ли (этикету) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.

    Основой учения  о четком иерархическом разделении  обязанностей в обществе, а также  о правильном понимании вещей  и их применении стала концепция  чжэн мин - "исправления имен", т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.

    На базе этих  философских положений Конфуций  развивал свои политические концепции,  выступая за строгое, четкое, иерархическое  разделение обязанностей между  членами общества, образцом для  которого должна служить семья.  Эта идея была выражена Конфуцием  в его знаменитом изречении: "Правитель  должен быть правителем, а подданный  - подданным; отец - отцом, а сын  - сыном". При этом правитель  призывался управлять народом  не столько на основе законов  и наказаний, сколько примером  личной добродетели и высоконравственного  поведения, на основе обычного  права, не обременяя народ тяжёлыми  налогами и повинностями.

    Конфуций нередко  допускал критику отдельных правителей  и противопоставлял им мудрых  и добродетельных государей прошлых  времён. Социальному неустройству  современного ему общества Конфуций  противопоставлял идеальное общество  да тун ("великого единения"), которое якобы существовало в  первые годы правления династии  Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал "золотым веком", когда не

10

было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная  забота государей о народе. На возрождение  этого "золотого века" и была направлена вся философская система Конфуция.

    Конфуция  почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире ("Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?" "Не умея служить людям, как можно служить духам?"). Но, наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения "золотого века" и вновь построить общество гармонии и справедливости.

    После смерти  Конфуция его последователи основали  восемь самостоятельных школ, из  которых наиболее значительными  были две: школа, которую возглавил  Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. э.), и школа, возглавляемая Сюнь-цзы (ок. 313 - 235, или ок. 298 - 238 гг. до н.э.).

    Важнейшим нововведением  Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека изначально добра. Исходя их этого, развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате нежелания следовать своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, которое позволяет познать Небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-цзы как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств.

11

Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и - их разграничивающий.

    Жэнь и и являются основой разработанной Мэн-цзы концепции "гуманного управления" государством (жэнь чжэн), в которой главная роль уже отводится народу ("Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место"). Отсюда исходила и мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого или недостойного правителя.

    Сюнь-цзы принес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности, даосизма  и легизма (древнекитайского этико-политического учения об управлении человеком, обществом и государством). Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первичной материи, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь (темнота, пассивность, женское начало) и ян (свет, активность, мужское начало). Мир существует и развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями; Небо - активный естественный элемент мира, оно не управляет человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек по своей природе зол, он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Поэтому на человека необходимо воздействовать с помощью воспитания (ли - этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать традиции и обряды и выполнять долг - тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое обучение, длящееся всю жизнь.

    Главными звеньями  управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почтительное отношение к традициям и

                                                                  12

уважение к ученым, почитание  мудрых и привлечение к государственным  делам способных людей, а мерилом  правления - справедливость и мир.

    В эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) конфуцианство окончательно утвердилось в Китае и заняло господствующее положение. В 136 г. до н. э. император У-ди (140-87 гг. до н. э.) провозгласил конфуцианство официальной доктриной, а философ Дун Чжуншу (180-115, или 179-104 гг. до н. э.) предложил запретить другие учения и объявить конфуцианство единственным истинным учением, которому должны неукоснительно следовать все подданные государства. После этого конфуцианство оставалось господствующей доктриной и идеологией в Китае на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911 г.).

    Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах инь и ян и пяти первоэлементах (у син). Природу человека он определял как врожденную, полученную от Неба. В ней содержится в равной степени как человечность (жэнь), так и алчность, что отражает действия в Небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) также являются частью природы человека, но посредством воспитания человеческая природа становится доброй и завершенной.

    Воспитывать людей  должен правитель, который был  провозглашен Сыном Неба (Тяньцзы), правящим по его повелению и выполняющим таким образом его волю. Соответственно, власть правителя признавалась священной и дарованной свыше.

    Принцип отношений  между правителем и подданными  был выражен в концепции трех  связей: правитель - подданный, отец - сын, муж - жена, где первые  компоненты соответствуют доминирующей  силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь. Таким образом, становилась сакральной и полностью оправдывалась авторитарная

                                                                       13

власть императора.

       На базе  конфуцианства в Китае создается  специфическая форма государственно-административного  управления, в основу которой  была положена система экзаменов  для занятия государственных  должностей. Благодаря такой системе  государственные должности могли  занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как наука вообще, а конфуцианцы - жу (ученые книжники) - просто как просвещенные и образованные люди).

    Постепенно в  конфуцианстве все более усиливаются  религиозно-мистические черты. На  первый план уже выдвигаются  положения о Небе (Тянь) как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества и человека от воли Неба, о божественном происхождении власти государя - Сына Неба, о верности подданного государю и о господстве Сына Неба над всеми народами Вселенной.

    Формируется и  культ поклонения Конфуцию, который  стал почитаться как первоучитель  человечества. В 174 г. император  Гао-цзу уже лично посетил могилу Конфуция на его родине в Цюйфу (провинция Шаньдун) и принес на ней в жертву быка. Через 50 лет в честь Конфуция был воздвигнут храм. В 267 г. императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 г. предписывалось сооружение в каждом городе, где размещалась резиденция представителя власти, храма в честь Конфуция. Потомки Конфуция по прямой линии получили наследственный княжеский титул, а старший в роду должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. В начале ХХ в. род Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов; он существует и поныне.

    Конфуцианство  проникло во все поры общественной  жизни и определяло 

14

нормы морали, семейные и  общественные традиции, научную и  философскую мысль, выработав определённые стереотипы в сознании народа, в  особенности среди просвещенных слоев общества.

    В период Тан  (618-907 гг.) конфуцианство находилось  в сложных условиях соперничества,  борьбы и сосуществования с  буддизмом и даосизмом. Большая  роль в этой борьбе принадлежала  известному писателю и мыслителю  Хань Юю (768 -824 гг.), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства. Хань Юй уделял особое значение учению о человеческой природе, в отношении которой он впервые ввел понятие сань пинь (три ступени): высшую - абсолютно хорошую; среднюю - способную развиваться как в позитивном, так и в негативном направлениях; и низшую - абсолютно плохую. Человеческая природа при этом отделялась от чувств: свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внешними вещами. Категорию жэнь Хань Юй расширил до понятия всеобщей любви.

          1. Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство

      Новый этап  развития конфуцианства относится  к эпохам Сун (960-1279 гг.) и Мин (1279 -1644 гг.) и связан с именем Чжу Си (1130-1200 гг.) - выдающегося учёного-историка, филолога и философа, который является создателем обновленной философской системы неоконфуцианства (или чжусианства).

    Чжу Си, систематизировав и сохранив все основные идеи конфуцианства, развил дуалистическую  концепцию двух начал - идеального, первичного ли и материального, вторичного ци: ли нуждается в прикреплении к определенному ци, ци же нуждается в ли как в законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а

                                                       15

также и ци содержатся в лишенном физической формы Великом Пределе (Тай Цзи), существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причем ли его первоначальной природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеческими желаниями и физическим элементом, является человеческим разумом, подверженным как добру, так и злу. Жэнь в трактовке Чжу Си обрело форму характера человеческого разума и правила любви.

    Обобщающее учение  Чжу Си по глубине и уровню своих теоретических построений, разнородности разрабатываемых проблем намного превзошло классическое конфуцианство. В последующие века чжусианство стало доминирующим направлением конфуцианства, которое именно в этой форме получило дальнейшее распространение как в самом Китае, так и за его пределами - в Японии, Корее и Вьетнаме.

    В период правления  маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) придворным культом императорского двора становится    ламаизм и религиозно-философские позиции конфуцианства несколько ослабевают. Кроме того, конфуцианская идеология уже становится тормозом на пути к научно-техническому прогрессу и способствует изоляции Китая от европейской цивилизации, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в этот период.

    В конце XIX - начале XX вв.  философ и реформатор  Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу за установление в Китае конституционной монархии и превращение конфуцианства в государственную религию. Он также предпринял попытку модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися условиями общественного

                                                            16

бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен, или изменений (бянь), как проявление Пути Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный и в значительной мере индивидуальный характер. Понятие жэнь он истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историческое развитие человечества Кан Ювэй объяснял при помощи теории трех этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюционном процессе. В итоге эволюция должна закончиться всеобщим великим единением (да тун) - состоянием абсолютного всеобщего равенства, любви, справедливости и общественного владения имуществом. Семья, государство, частная собственность, наказания и даже национальные языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и девять преград (государственные, классовые, расовые, национальные, родовые, половые, религиозные, имущественные и профессиональные  различия).

Информация о работе Основные положения конфуцианства