Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:25, реферат

Описание

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Содержание

Введение
1. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
2. Основные виды и формы игротерапии
3. Индивидуальная и групповая игротерапия
4. Игровая комната и ее организация
5. Сказочная игротерапия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

игротерапия.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1.              Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

2. Основные виды и формы игротерапии

3. Индивидуальная и групповая игротерапия

4. Игровая комната и ее организация

5. Сказочная игротерапия

Заключение

Список использованной литературы


 

 

Введение

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства берет начало в первом десятилетии XX в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как «случай маленького Ганса». В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.

М. Клейн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Игра ребенка носит спонтанный характер, а психотерапевт, с ее точки зрения, - пассивная фигура.

А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что в игре находят отражение реальные жизненные отношения и что ею можно управлять. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивала, чтобы родители участвовали в игротерапии для коррекции их отношения к воспитанию.

Кроме психоаналитического направления на сегодняшний день выделяется еще несколько теорий игротерапии, среди которых игровая терапия отреагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

Игровая терапия отреагирования, или «облегчающая психотерапия» Д. Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагаются в готовом виде несколько вариантов решения проблемы.

В рамках недирективной терапии В. Акслайн (1947) терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает атмосферу безопасности, безусловного принятия чувств и мыслей ребенка.

В отечественной психологии в этой области наиболее известны исследования А.С. Спиваковской и А.И. Захарова. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью комплексного воздействия на ребенка. Предполагается воздействие на ребенка через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия, с точки зрения А.И. Захарова, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:

- выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;

- руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;

- не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;

- взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;

- взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я».

- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.

Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психологическом состоянии. В.К. Лосева отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:

- какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;

- каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;

- какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);

- какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него или с ним и пр.).

Для проведения игр необходимо иметь все основные типы игрушек: большие и маленькие, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые, изображающие животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Требования к оформлению игровой комнаты описаны в работе Д. Лэндрета «Игровая терапия. Искусство отношений».

В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии.

 

 

1.      Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

 

Для понимания сути психологической игры, приведем отрывок из книги М.Р. Битяновой «Практикум по психоло­гическим играм с детьми и подростками». «Психологи­ческие игры — один из видов использования психологичес­кой информации в коррекционной работе. Психологические игры широко используются в работе с детьми разного возра­ста, особенно эффективно их применение в работе с детьми

младшего школьного возраста. Эти игры позволяют чело­веку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его измене­ния при осуществлении психологического задания.

Итак, психотехнические задания и игры направлены в первую очередь на совершенствование возможностей челове­ка в осуществлении какого-нибудь вида активности, через это он более активно начинает выделять все параметры свое­го внутреннего мира. При групповом выполнении психотех­нических заданий каждый из участников группы получает возможность проанализировать содержание психологической информации, полученной им, сопоставить ее с данными дру­гих людей — таким образом, каждый участник группы зна­комится с помощью психолога с разнообразными проявлени­ями психологической информации, через это осваиваются новые средства организации внутреннего мира человека».

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

1. Моделирование системы социальных отношений в на­глядно-действенной форме в особых игровых условиях, сле­дования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодо­ления познавательного и личностного эгоцентризма и пос­ледовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера соци­альной компетентности и способности к разрешению про­блемных ситуаций.

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отноше­ний как равноправных партнерских отношений сотрудниче­ства и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечи­вающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, бо­лее адекватных способов ориентировки ребенка в проблем­ных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

Организация ориентировки ребенка на выделение пе­реживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и пра­вил, а также поведение в игровой комнате.

Битянова М.Р. отмечает, что для определенной катего­рии детей за желанием играть стоит потребность в силь­ных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников. Игры предос­тавляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контроли­ровать и регулировать свой внутренний мир.

На сегодняшний день игры все чаще применяются в школе, их организация является одним из важнейших на­правлений деятельности школьного психолога. Игра как психологический метод в школе может быть использована для решения трех последовательных задач:

1. Научить детей жить в игровом пространстве, полнос­тью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.


2. Основные виды и формы игротерапии

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

   игротерапию в психоанализе (игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения)

   ·игротерапию, центрированную на клиенте (главное, для игротерапии центрированной на клиенте не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, создаются оптимальные условия для роста и развития. Терапевт концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их)

   ·примитивную игротерапию (данная игротерапия рассчитана на помощь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения)

   ·игротерапию в отечественной психологической практике (основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению отечественных психологов является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения)

 

 

2. По функциям взрослого в игре различают

        недирективную игротерапию (это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию)

        директивную игротерапию (это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии)

      смешанную игротерапию (это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии)

3. По форме организации деятельности различают:

      индивидуальную игротерапию (работа проходит с одним ребёнком)

      групповую игротерапию (работа проходит с группой детей в возрасте   4-5 лет - 4 человека и в возрасте 5-11 лет - 6 человек)

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

      игротерапию с неструктурированным материалом (относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

      игротерапию со структурированным материалом (входят игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.

5. по времени игротерапия может быть:

      краткосрочной (от нескольких занятий до месяца)

      долгосрочной ( от месяца до 1-1,5 лет)


3. Индивидуальная и групповая игротерапия

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

Групповая игротерапия - форма коррекционно-развивающего воздействия на группу, состоящую из детей, нуждающихся в психологической помощи (и их родителей). Все участники группы вовлекаются в активность, происходящую в едином игровом зале и состоящую из последовательности индивидуальных и коллективных игр, зрелищных мероприятий.

Цели групповой игротерапии

• формирование социальной группы, состоящей из детей нуждающихся в психологической помощи

• снятие аффективной напряженности участников группы

• формирование просоциального поведения у детей, развитие навыков конструктивного общения

• решение поставленных коррекционно-развивающих задач (проработка страхов, профилактика агрессивного поведения и тревожности)

Принципы проведения групповой игротерапии

• четкая временная и пространственная организация групповой активности

• строгое распределение ролей взрослых участников группы, жесткая регламентация их поведения

Информация о работе Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры