Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:25, реферат

Описание

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Содержание

Введение
1. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
2. Основные виды и формы игротерапии
3. Индивидуальная и групповая игротерапия
4. Игровая комната и ее организация
5. Сказочная игротерапия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

игротерапия.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

• поощрение вовлечения в групповую активность всех участников

• сочетание индивидуальных и групповых видов игровой активности

• обеспечение максимально удобного положения для игры

• создание постоянных функциональных зон в игровом зале, оборудование внутри которых периодически меняется, но при этом назначение данной части пространства остается неизменным
• обеспечение подготовки детей к смене активности при помощи отчетливых сигналов (музыкальных, звучания бубна, колокольчика, хлопка и т.п.)

 Индивидуальная игротерапия - это  коррекционно-развивающее воздействие на ребенка специалистом  во время совместной игры (в присутствии родителей или без них).
В отличие от игрового сеанса, индивидуальная игротерапия подразумевает высокотехнологичное и целенаправленное воздействие на психику ребенка.

 Цели индивидуальной игротерапии

• создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение или себя)

• создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений и аффектов

• демонстрация родителям способов позитивного взаимодействия с ребенком

• выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения

• подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности

• ориентировка родителей в сильных и слабых сторонах ребенка

• помощь родителям в налаживании отношений и совершенствовании взаимодействий с ребенком, в понимании и принятии его

• содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности и доброжелательного отношения к людям

Принципы проведения индивидуальной игротерапии

• приоритет установления позитивных доверительных отношений с ребенком

• чуткое реагирование на сигналы ребенка, общение игротерапевта с ребенком в игровом контексте

• модуляция и настройка действий общения игротерапевта адекватно особенностям реагирования ребенка

• обеспечение свободы выбора ребенком игровых средств (с учетом актуального уровня,  развития игровой деятельности) и способов игры

• предпочтение неструктурированных и полифункциональных средств и материалов (мячи, сюжетные игрушки, вода, материалы для лепки, и т.п.), способствующих вариативной, творческой игре ребенка.

• поддержка игрового интереса ребенка (мягкой тонизацией, демонстрацией новых возможностей, прятаньем игрушки, ненавязчивой помощью в достижении интересного эффекта и т.п.)
• спокойное, неагрессивное и последовательное пресечение асоциальных действий

• уважительное отношение к ребенку. Отсутствие доминирования, несанкционированного вмешательства в игру, оценивания

• отзеркаливание, проговаривание эмоций и мыслей, выражаемых ребенком в игре

Индивидуальная игротерапия рассматривается как цикл, имеющий начальный, основной и завершающий этапы. В рамках этого цикла предусматривается постепенный переход от индивидуальной к групповой игротерапии. На первом этапе игротерапевт взаимодействует с ребенком в присутствии родителей, где их роль сводится к поддержанию комфортного состояния ребенка. На втором этапе повысившие свою компетентность родители подключаются к совместной игре, иногда замещая игротерапевта. На третьем этапе к игре подключаются другие члены семьи. Если игра без родителей, то сначала  игра одного ребенка, затем вместе с игротерапевтом, как партнером по игре, затем с подключением других детей.

4. Игровая комната и ее организация

Размеры игровой комнаты. Для индивидуальной работы или для игровой терапии в группе из двух-трех детей подходит комната размером 3,5х4,5 м. Длинная узкая комната или комната большего размера не позволяет сохранить удобную дистанцию между взрослым и ребенком. В большой комнате может казаться, что игротерапевт преследует ребенка, старается быть поближе к нему, тем самым лишая его возможности взять в свои руки инициативу в построении отношений. Ситуация, когда в небольшом пространстве находится слишком много детей, антитерапевтична и может повредить детям. Для проведения групповой терапии в группе из 5—6 детей желательна комната площадью не менее 27 кв. м. Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не должно быть ни окон на внутренних стенах, ни стеклянной двери. Наличие окна на внешней стороне совершенно естественно, но оно должно иметь занавески или жалюзи, которые при необходимости можно было бы задернуть. Наилучшим вариантом является отсутствие окон вообще. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум. Он долговечен, легко моется, а в случае повреждения легко заменяется. Не следует стелить ковров — необходимо иметь убирающееся ковровое покрытие для тех случаев, когда ребенок захочет играть на полу.

Стены игровой комнаты следует выкрасить моющейся эмульсионной краской. Основное соображение здесь, как и при оформлении других элементов интерьера комнаты, — простота уборки. Темных, раздражающих и мрачных цветов следует избегать. Предпочтительнее светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы. Если позволяют средства, следует разместить в комнате зеркало Гезелла и радиофицировать его, сделав пригодным для обучения и супервизорства. Сеансы игровой терапии можно снимать на пленку через зеркало Гезелла, не отвлекая ребенка наличием видеокамеры в игровой комнате. Классную доску с желобом для мела по нижнему краю следует прикрепить к стене на высоте примерно 1,5 м от пола. Такая высота является оптимальной для ребенка любого роста.

В распоряжении ребенка должны находиться белые и цветные мелки, а также губка, которой он мог бы стирать с доски.

Обычно в игровой комнате неплохо прикрепить полки по двум стенам, чтобы игрушки и другие материалы можно было расположить свободно, не сваливая их в кучу, не наваливая их друг на друга. Идеальной моделью являются полки с ящиками, достаточно прочные и жестко прикрепленные к стенам, чтобы дети могли вскарабкаться на них. Верхняя полка должна быть расположена не выше чем на расстоянии 1 м от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться, не пользуясь дополнительной опорой при помощи взрослого.

Если представляется возможность планировать игровую комнату для нового или реконструированного здания, желательно расположить рядом с игровой маленькую ванную, гае было бы достаточно места для уединения, а дверь открывалась бы в игровую. Это снимает проблемы, связанные с возникающей у ребенка необходимостью покинуть игровую, чтобы пойти в туалет. Устраняется стоящая перед игротерапевтом проблема: сколько раз можно позволить ребенку выйти в туалет и действительно ли ему это необходимо. Кроме того, дети могут использовать ванную как продолжение игровой, изображая там сцены купания или используя ее в качестве места, где можно спрятаться от игротерапевта. Для игровой должна быть выбрана мебель с твердой деревянной поверхностью. Понадобится стол и три стула, один из них — для взрослого. Весьма рекомендуется шкаф-горка с выдвижными ящиками, на поверхности которого можно было бы рисовать, лепить и т.д. Он может находиться возле раковины.

Игрушки и материалы. Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях. И всегда следует принимать во внимание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую терапию, тем самым признавая тот факт, что уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки ребенка — это слова, а игра — его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Поскольку игрушки и материалы являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек.

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, они могут изображать членов реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева. враждебности и фрустрации. В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства. От этого они испытывают удовлетворение и постепенно в них развиваются более позитивные чувства. Стрельба, закапывание, кусание, битье и ножевые удары в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически. Интенсивность, с какой в игровой комнате выражаются агрессивные чувства, иногда может смутить начинающего игротерапевта. Однако временами бывает необходимо установить границы поведения ребенка, если, например, он принимается разбрасывать песок по всей комнате. Забивая гвозди в полено из мягкой древесины или барабаня по вешалке, ребенок отреагирует чувства и в то же время сосредоточивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентрации. В этот перечень можно включить игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети не будут, например, стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять во льва. Иногда дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила. Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина. Она может служить для выражения творческого потенциала и для отработки агрессивных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фигурки для игры.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры. Однако их реже можно найти в интерьере игровой комнаты, хотя многие авторы описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство во всех игровых материалах. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: поверхность луны, зыбучие пески, пляж, чистящее вещество. Возможности их применения безграничны. Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, поскольку не существует правильного способа игры с кубиками. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкать, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выражать свои чувства.



 


5. Сказочная игротерапия

 Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и общечеловеческими ценностями. Инструкции к играм часто брались из народных сказок и преданий.

Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.

Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме создает условия для более глубокого проживания ребенком, подростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.

Мы выделяем два способа превращения обычной игротерапии в сказочную.

Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «переписать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помните, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превратить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.

Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказкотерапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.

 

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помощи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуникация невозможна. Если мы сами не имеем возможности написать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художественных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девочка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий желания. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязательно обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из оборудования потребуются один лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

Информация о работе Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры