Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:42, реферат

Описание

В России, как и в других странах постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблематики, как «конфликт - феномен общественного развития». Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому изъятия из сферы научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы решения конфликтов, особенно в системе управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ……………………………...4
2 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………....5
3 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 34.44 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ……………………………...4

2 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………....5

3 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России, как и в других странах  постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблематики, как «конфликт - феномен общественного развития». Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому изъятия из сферы научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы решения конфликтов, особенно в системе управленческой деятельности.  

Конфликт  — сложное социальное и многоуровневое явление, феномен, которого избежать нельзя, но который можно предупредить и ликвидировать. Целью данной работы является исследование способов разрешения конфликтов.

Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его  социальных отношениях. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу  о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.

В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в  явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях  предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где  есть сотрудничество и согласие. Главный  вопрос состоит, следовательно, не в  возвращении к бесконфликтному  состоянию, а в том, чтобы научиться  жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем  воздействии в тех случаях, когда  он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти  рамки. Конфликты относятся к  наиболее динамично развивающейся  области психологии.

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их всегда лежит  отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами  — лицами или группами.

Предметом исследования в данной  работе, являются причины вызывающие  конфликтные ситуации, а так же  способы их предвиденья и ликвидации.

Цель исследования- изучить  процессы, объект и провести на более  высокий уровень исследования.

Задачи работы:

- Изучение теоретического  материала по проблеме исследования.

-Исследовать способы  устранения конфликтов.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конфликт: его понятие и сущьность

Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными  эмоциями и такими состояниями, как  напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д.

Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Одни люди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в их жизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то — это еще не конфликт. Среди имеющихся определений конфликта можно выдвинуть два основных подхода.

Обобщенный (широкий) или  конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т.д. Тогда о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и неживой природы. В таком случае падение камня на землю, столкновение двух движущихся шаров, удар мячика о теннисную ракетку — все это тоже конфликт. Иными словами, происходит как бы отождествление понятия «конфликт» со столкновением, а «конфликт» и «противоречия» становятся сопоставимыми по объему понятиями.

Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться  на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение. Иными словами, это подход психологический, акцентирующий  человеческую сущность взаимодействующих  сторон. В этом смысле конфликт —  феномен психологический.

В рассмотрении конфликта  как психологического феномена можно  выделить три основных направления: одно из них aкцентирует в конфликте его поведенческий аспект, другое — восприятие противоречий, а третье рассматривает его как вид взаимодействий.

Направление, акцентирующее  поведенческий антагонизм или конфликтные  действия, считает их необходимой  составляющей конфликта, или, попросту, если есть противоречия, но нет конфликтных  действий (драки, сражения, войны и  т.д.), то можно считать, что конфликта, собственно, и нет. Конфликт становится таковым только благодаря поведению или совершаемым действиям. Тогда все негативные эмоции, переживания, связанные с тем, что вас обижает, не являются конфликтом.

Другое направление признает наличие конфликта уже при  объективно сложившемся антагонизме  интересов, целей, мотивов и т.д. Конечно, там, где есть разные точки зрения, возможны столкновения. Люди, имеющие  разные цели, ценности, мнения и представления  о способах достижения этих целей, о  планах и принципах жизнедеятельности  и т.д., — потенциальные носители конфликта. Однако, как известно, мы можем придерживаться диаметрально противоположных взглядов, иметь различные мотивы и цели, но при этом не враждовать, не ссориться, не проявлять агрессии. Именно внешняя реализация этих противоречий придает им социальную значимость, возражают авторы первого направления. Мы можем стоять на противоположных позициях и при этом уважительно относиться друг к другу, стремиться найти понимание, общие точки, а можем упорно бороться вплоть до взаимного уничтожения, даже без достаточных на то оснований.

Третье направление подчеркивает не столько сами противоречия, сколько  отношение субъекта к ним, их восприятие. Американский исследователь Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» рассматривает этот важный аспект — восприятие конфликта. Он определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий или целей». Очень часто именно воспринимаемая несовместимость не позволяет людям взглянуть на сложившуюся конфликтную ситуацию как на задачу, требующую решения, а их внимание оказывается прикованным к ее неразрешимости. Вспомните, как, возможно, вы сами попадали в ситуации, когда казалось, что по-другому поступить невозможно, а потом оказывалось, что выход был прост и находился так близко.

В понятии «конфликт» исходно, как и в самом конфликте, увязаны  противоположности, разные, полярные смыслы. Подобно тому, как истинная точка  зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная, добро предполагает существование  зла (хорошее — плохое и т.д.).

«Конфликт выступает как  биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон направленной на преодоление  противоречия». Один из видных современных  теоретиков в области социологии конфликта — Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к «отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвуют несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу.

Стороны конфликта взаимосвязаны  и одновременно противоположны. Невозможно представить себе конфликт двух никак  не связанных между собой людей. Наличие общих и одновременно взаимоисключающих интересов, пересекающихся целей, ценностей, мотивов взаимодействий — непременное условие. Противостояние интересов предполагает существование  минимум двух несовместимых друг с другом позиций, мотивов и т.д. и невозможность принять общее  решение. Эти «полюса» взаимно предполагают друг друга — как левое и  правое, добро и зло, высокое и  низкое и т.д., а их противостояние становится возможным только во взаимодействии.

3 Способы предупреждения конфликтов

Конфликт, как и любые  взаимодействия людей, регулируется нормами  социального поведения. Нормативное  регулирование конфликтов делает систему  более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют  нравственные нормы, они затрагивают  наши представления о добре и  зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности и  т.п. Следовательно, здесь действуют  нормы, в соответствии с которыми участники получают возможность должным образом оценивать сам конфликт, себя и другую сторону. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой весьма различны и даже противоположны. Все это в значительной мере определяется установками, традициями, воспитанием и т.д., но прежде всего знанием этих норм, пониманием того, как следует действовать в соответствующих ситуациях.

Установка толерантности  призывает отказываться от такой  позиции, когда единственным критерием  правоты может быть сила. Такая  установка предполагает учет интересов  другого человека именно тогда, когда  ты сам обладаешь силой, властью  и т.д. Например, богатый человек  добровольно, без принуждения готов  экономить воду, чтобы хватило  ее и другим; если сильнейший боксер не «дает сдачу» наступившему ему  на ногу не потому, что не может; а  кто-то не берет взятку не потому, что  не может, а потому, что ему не позволяет совесть, и т.д.

Если человек сумел  осознать и принять толерантность  как ценность, она позволяет ему  в дальнейшем жить по иным (согласованным  с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором  он живет, тоже будет меняться. Это  иной уровень сознания, который позволяет  думать уже не только о себе и  собственной шкуре, но и о других. Это расширение собственных границ, собственного мира, но не по принуждению, а добровольно, в соответствии с  собственной позицией и волей. Жены декабристов ехали в Сибирь, меняя  свою комфортную жизнь на трудности, — такова была их гражданская и  человеческая позиция.

Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции.

Профилактика конфликта  важна как в социальном плане, так и в личностном. Актуальной задачей является овладение необходимыми нормами социального поведения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающими современным  представлениям о социальной компетентности.

Другой существенной задачей  является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

Третья важная задача —  осознанное отношение к собственным  психологическим проблемам, понимание  важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования. Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегодня каждому человеку.

Учитывая особую значимость предупредительных мер в конфликтных  ситуациях, остановимся прежде всего на анализе возможных моделей поведения в такой обстановке. Существуют два cпособа овладения накопленным теорией и практикой опытом.

Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие  в деловых и ситуационных играх. И чем больше человек повторяет  упражнение, тем совершеннее и  прочнее будут его навыки, тем  увереннее он будет чувствовать  себя в самых непредвиденных конфликтных  инцидентах. Этот способ весьма полезен  и эффективен.

Другой способ основан  на том, чтобы найти свой путь поведения  в ситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесс  саморазвития и самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученные знания о конфликте можно и  нужно в повседневной жизни для  создания климата взаимного доверия  и сотрудничества. Этот подход основан  на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимые стороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общего положительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решается более успешно.

Наличие общей цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров. Чем лучше они осознают существо отдельных элементов конфликта, тем легче им будет найти средство эффективного его решения.

Конфликтологами использован ряд способов поддержания и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие:

Информация о работе Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов