Особенностей самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………...…..5

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста. ……………...5

1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….11

1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте…...………16

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………….22

2.1. Общая характеристика методик изучения самооценки личности……………………………………………………………………….…22

2.2. Ход эксперимента…………………………………………………………...24

2.3. Результаты исследований…………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 72.82 Кб (Скачать документ)

Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как  на качественные показатели эффективности  интеллектуальной деятельности, так  и на время ее выполнения, если в  ситуации присутствуют эмоциональные  факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

У подростков с низкой самооценкой  показатели качества деятельности в  эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности (8, с. 15).

Влияние родителей подростка  на его самооценку:

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста, отметил  А.И.Кравченко, является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где  они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти  так же часто, как и ответ «среди друзей» (6, с. 127).

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, В.Н.Куницына исследовала степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделала вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку, данное предположение полностью подтверждается и практикой.

Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений  родителями в наибольшей степени  влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые  факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также  отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего  подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение  родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы  на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты  характера, как агрессивность и  грубость, а также высокий уровень тревожности (7, с. 198).

Кроме непосредственного  влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку  большое значение на формирование самоотношения, считает И.Н. Малиновский, имеет стиль общения в семье.

 

Так, два выделенных вида стиля общения, симметричный и асимметричный  различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение  способствует формированию у ребенка  системы собственных критериев  самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности  его деятельности. В дальнейшем это  является фактором, способствующим эмансипации  самооценки подростка.

Асимметричный стиль общения  в семье предполагает ограничение  участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет  в дальнейшем к формированию у  него неблагоприятного самоотношения и образа Я    (10,        с. 14).

Итак, влияние семьи и  родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую  значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом не обходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Социально-психологический  статус и самооценка:

А.И. Липкина считает, что социально-психологический статус понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая, прежде всего, положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков (8, с. 11).

Я. Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков, таких как:– тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в  этой области подтверждают влияние  особенностей самооценки подростка  на его социльно-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых».

Причину подобной зависимости  некоторые авторы находят в росте  критичности подростков к себе. При  этом они указывают на то, что  неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко  является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения  в коллективе, как в сторону  переоценки, так и в сторону  недооценки может привести к нежелательным  результатам. Если, например, ученик переоценивает  свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности (4, с. 126).

 

Таким образом, самооценочные суждения молодых людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ  ВОЗРАСТЕ.

 

2.1.   Общая характеристика  методик изучения самооценки  личности

 

От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной  оценки окружающих людей и адекватной самооценки собственных возможностей — важное звено в воспитании подрастающего  поколения.

Для определения эффективных  путей формирования правильной самооценки школьников воспитателю необходимо знать ее уровень, степень развития и характер в данный момент организации  педагогического воздействия. Существует ряд методик, используемых для определения  уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут  быть легко и четко классифицированы.

"Чистое" определение  самооценки, как считает О.П.Елисеев, подразумевает всего два варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств, либо выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя (3, с 248).

По мнению В.Н. Куницыной, самооценка, как и человеческая личность, не формируется в "вакууме": она зависит от оценки окружающих, от личностных установок. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной), при этом даже при осознании собственных недостатков и достоинств (адекватной самооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в тестировании, что особенно характерно как раз для подросткового возраста. Кроме того, самооценка очень динамична и может изменяться не только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и, особенно у подростков и легко внушаемых людей, даже в зависимости от высказывания своего мнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом такая внезапно измененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении достаточно длительного срока) (7, с. 201).

Исходя из вышесказанного, очевидным становится то, что одной  прямой методики для правильного  выявления самооценки у подростков недостаточно. Поэтому в психологии применяется целый ряд связанных  между собою методик, прямо или  косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым. Самоописание может быть как открытым, явным, так  и скрытым.

В прямых методиках испытуемый выражает свое отношение к тем  ли иным человеческим качествам, параллельно  давая оценку наличия этих качеств  у себя. Для подростков качества должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них на данном жизненном  этапе.

Тест может быть модифицирован  в менее явную форму выражения  своих предпочтений - переведен в  эмоциональную сферу (для оценки неосознаваемого эмоционального предпочтения основных человеческих ценностей) путем  замены словесных оценок цветовыми.

Возможен вариант теста  в виде 20 антагонистичных пар  личностных свойств (обаятельный –  непривлекательный, сильный – слабый, разговорчивый – молчаливый и  т.д.). При этом сложнее провести статистический анализ, в отличие от методик, описанных  выше, но зато этот способ дает прямую оценку испытуемым своих качеств. При  ранжировании один подросток может  подразумевать, что ему присущи  все перечисленные качества, только в разной степени, а другой - что  качества начиная с определенной ступени у него уже отсутствуют (в зависимости от предложенного  списка качеств), тогда как в данной методике следует прямое указание на наличествующие черты.

 

Вопросы могут предлагаться не только в виде списка качеств, но и в форме утверждений с  подразумеваемыми ответами "да»  – «нет" (например, "обычно я  уверен в себе", "я чувствую себя подтянутым и бодрым"). Опросники  такого типа часто встречаются в  популярных психологических изданиях и не всегда являются валидными, но профессионально составленный тест может послужить прекрасной упрощенной методикой  (11, с.51).

Исследование уровня самооценки школьника через систему оценивания окружающих является очень показательным, исходя из высокой зависимости самооценки подростков от оценки окружающих. Как  пример, в методе выявления самооценки школьников глазами окружающих. элементами оценивания могут являться различные аспекты Я: "Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем", "Я глазами родителей", "Я глазами учителей", "Я глазами друзей", "Мои чувства", "Мои мысли". Испытуемые при этом должны оценить указанные элементы по ряду приоритетных для них критериев, обсужденных ранее (3, с. 248).

 

2.2. Ход эксперимента

 

В исследовании принимало участие 23 учащихся 8-9 классов основной общеобразовательной школы № 11 п. Новоберезовка. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте. Для наиболее полного изучения самооценки подростка было использовано две методики. В первой испытуемым были зачитаны некоторые положения, было необходимо записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-) «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствовал собственному поведению подростка в аналогичной ситуации. Отвечать нужно было быстро, не задумываясь. В ходе второго исследования необходимо было отвечать на вопросы, указывая, как часто подростки испытывают перечисленные ощущения. Варианты ответов - очень часто (а), часто (б), иногда (в), редко (г), никогда (д).

Методика определения  уровня самооценки №1 (Н.Г. Казанцевой).

Текст опросника

1 . Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени  я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же  способен и находчив, как большинство  окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я  ничего не достигну в будущем  (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об  успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

Информация о работе Особенностей самооценки в подростковом возрасте