Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение групповой сплоченности в коллективе фирмы.
Объект – коллектив фирмы.
Предмет –групповая сплоченность коллектива фирмы.
Задачи работы: познакомиться с проблемами групповой сплоченности в социальной психологии; изучить особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы, ее характеристику и особенности; выявить основные показатели групповой сплоченности.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Проблема групповой сплоченности в социальной психологии…………………….5
1.1 Особенности межличностных отношений в коллективах фирмы ………………..5
1.2 Научно- теоретические подходы к проблеме сплоченности в группе …………...8
2 Групповая сплоченность в коллективе: ее характеристика и особенность………..12
2.1 Социально-психологические факторы сплоченности сотрудников ……………..12
2.2 Основные показатели групповой сплоченности …………………….…………….15
Заключение ………………………………………………………………………………20
Глоссарий ………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников…………………………………………….……..25
Приложение ……………………………………………………………………..……….26
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1 Проблема групповой сплоченности в социальной психологии…………………….5
1.1 Особенности межличностных отношений в коллективах фирмы ………………..5
1.2 Научно- теоретические
подходы к проблеме
2 Групповая сплоченность в коллективе: ее характеристика и особенность………..12
2.1 Социально-психологические
факторы сплоченности
2.2 Основные показатели групповой сплоченности …………………….…………….15
Заключение …………………………………………………
Глоссарий ………………………………………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………….……
Приложение …………………………………………………
Важной проблемой формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В условиях рынка, где обостряются взаимоотношения партнеров, сталкиваются интересы сотен тысяч предпринимателей, когда у каждого человека масса проблем, многократно возрастает актуальность практических рекомендаций, как вести себя в предконфликтной ситуации и, прежде всего – как не довести возникновения противоречия до тупика, как активизировать групповую сплоченность коллектива. Необходимо, чтобы каждый научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные.
Существуют различные
интерпретации понятия
Организация коллектива – мощный рычаг управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Удачливые руководители вкладывают много сил и умений в попытки создать в коллективе такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов, позволял бы наступать на проблемы и осуществлять перемены.
Подобно тому, как индивидуальная
психика управляет деятельность
Задача определения психологической сплоченности имеет огромное прикладное значение. Психологическая сплоченность важнейшее условие успешной жизнедеятельности, от этого зависит все: и материальное положение, и моральное состояние, и карьера, и личное счастье, и здоровье, а в экстремальных ситуациях и жизнь. Поэтому умение определять психологическую сплоченность – жизненная необходимость. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Т. Ньюком интерпретировал понятие сплоченности через особое понятие “согласия”, лежащего в основе возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.
Актуальность этой темы очевидна, так как в современном обществе сплоченность коллектива является важным показателем производительности и экономичности каждого предприятия.
Целью данной работы является изучение групповой сплоченности в коллективе фирмы.
Объект – коллектив фирмы.
Предмет –групповая сплоченность коллектива фирмы.
Задачи работы: познакомиться с проблемами групповой сплоченности в социальной психологии; изучить особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы, ее характеристику и особенности; выявить основные показатели групповой сплоченности.
В данной курсовой работе были использованы труды таких авторов, как Г.М. Андреева, Т.Шибутани, А.И.Донцова, Д. Майерс, В. А. Чернобай и др.
Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения[9,с.245].
Проблема сущности и
характера межличностных
Сама личность, с одной стороны, - "продукт" социальных связей, а с другой, - их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором "социальном контексте"
Этот "контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и "психологические" отношения личности.
Взаимоотношения в психологии
- субъективные связи, возникающие в
результате взаимодействия двух или
нескольких субъектов. Это, прежде всего
система межличностных
Особое место в системе понятий психологии малых групп и коллективов занимают «совместимость и срабатываемость». Выделяют 4 вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую и социально – психологическую. В соответствии с видами совместимости можно говорить и об уровнях включенности физиологических, психологических и социальных процессов. Поскольку совместимость впервые экспериментально изучалась медициной, необходимо подробнее рассмотреть этот биологический феномен. Важнейшим признаком биологической совместимости является взаимная неисключаемость элементов, тканей, особей, вступающих в контакт, взаимодействие.
Сам процесс совместимости по мере включения психических, а тем более социальных, процессов становится все более сложным. В иерархической системе уровней совместимости самые верхние – социально – психологический и социально – идеологический могут регулироваться сознательно. Включение сознания и эмоционально – волевой сферы в регулирование взаимодействия обеспечивает в большей или меньшей мере совместимость людей. Последние два уровня совместимости связаны только с межлюдским взаимодействием, в отличие от психологического и тем более физиологического, которые проявляются в «общественном» поведении животных[7,с.145].
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.
Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности. Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения[10,с.142].
На следующем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.
Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия – несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности[10,с.165].
1.2 Научно- теоретические
подходы к проблеме
Групповая сплоченность - это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается[5,с.255].
Групповую сплоченность
можно наблюдать и в
Эмоциональная близость в семьях - это тоже проявление групповой сплоченности, так как все члены семьи отождествляют себя с семьей. И в семьях, и в больших харизматических группах все члены чрезвычайно зависят друг от друга, находят эмоциональную поддержку друг у друга, рассчитывают друг на друга в принятии решений и объединяются перед лицом общего врага.
Важной стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае используется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Информация о работе Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы