Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение групповой сплоченности в коллективе фирмы.
Объект – коллектив фирмы.
Предмет –групповая сплоченность коллектива фирмы.
Задачи работы: познакомиться с проблемами групповой сплоченности в социальной психологии; изучить особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы, ее характеристику и особенности; выявить основные показатели групповой сплоченности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Проблема групповой сплоченности в социальной психологии…………………….5
1.1 Особенности межличностных отношений в коллективах фирмы ………………..5
1.2 Научно- теоретические подходы к проблеме сплоченности в группе …………...8
2 Групповая сплоченность в коллективе: ее характеристика и особенность………..12
2.1 Социально-психологические факторы сплоченности сотрудников ……………..12
2.2 Основные показатели групповой сплоченности …………………….…………….15
Заключение ………………………………………………………………………………20
Глоссарий ………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников…………………………………………….……..25
Приложение ……………………………………………………………………..……….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается  на понимание группы, прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует во всех случаях[2,с.249].

В русле социометрического направления  сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанный на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплоченности» есть строго эмоциональная характеристика малой группы.

Данный подход был развит в концепции  А. Лотов и Б. Лотов, прямо указывающих, что сплоченность обусловлена межличностной аттракцией. Причины симпатии, которую демонстрируют члены группы друг к другу, могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности. Возникшая на основе аттракции сплоченность приводит и к повышению продуктивности деятельности группы[1,с.345]. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Но и привлекательность,  и удовлетворенность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений  членов группы.

В некоторых разработках этой идеи вводится и такой показатель, как  соотношение наград и потерь, которые  имеет индивид в группе. «Награды» (выигрыши) – это удовлетворение биопотребностей, безопасность, принятие другими, поддержка самооценки. «Потери»: время и усилия для взаимодействия с неприятными партнерами, критика или отвержение со стороны партнеров и пр. Повышение «выигрышей» над «потерями» означает высокий уровень сплоченности.

В рамках стратометрической концепции  А.В. Петровского различные уровни развития сплоченности могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответствует  поверхностному слою внутригрупповых  отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою – ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует “ядерному” слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

Еще более полный список детерминант  сплоченности был предложен Д. Картрайтом. Основная его идея заключается в  том, что сплоченность зависит не только от свойств группы, но от их соотношения  с потребностями членов группы, с  их ожиданиями «благоприятного членства». Это позволяет сохранить группу, обеспечить рост участия членов группы и переживания ими чувства безопасности, создать особую «групповую атмосферу». Хотя и здесь акцент сделан на эмоциональные характеристики, модель фиксирует взаимосвязь различных факторов и является наиболее полной[5,с.349]. Была, правда, предложена и иная программа исследования сплоченности, связанная с работами Т. Ньюкома, который вводит особое понятие «согласие» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов. Хотя и с оговорками, но  мысль об эмоциональной сплоченности оказалась основополагающей и в этом варианте объяснения. Не случайно при кратком, «итоговом» определении сплоченности вновь подчеркивается ее эмоциональная природа: «Сплоченность – чувство «Мы», степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии[8,с.165].

Существует целый ряд экспериментальных  работ по выявлению групповой  сплоченности.  Из них надо назвать исследования А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы  -  это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того и другого характера целей.

Обилие разных подходов к исследованию сплоченности позволяет  сделать вывод, что феномен сам  по себе крайне важен, но еще не вполне исследован. Во всяком случае, можно сделать вывод, что сплоченность – это многомерное и многофакторное явление[8,с.169]. 

 

2 Групповая сплоченность в коллективе: ее характеристика и особенности

 

2.1 Социально-психологические факторы сплоченности сотрудников

 

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней не занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы. Что же такое психологическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие  можно определить как способность  членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность[3,с.200].

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.  Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в коллективе, общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной деятельности требует психофизиологической совместимости членов коллектива. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т.д. В данном случае для того, чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально-психологический аспект совместимости. Если же мы обратимся к конвейерному производству. То увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в социально-психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях, в сферах труда, существует ряд видов  деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально-психологической  совместимости. Возьмем, например, групповую  работу операторов в автоматизированных системах управления. Для оптимального комплектования подобных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф.Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований психофизиологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности, испытуемых в экспериментальных группах[8,с.245].

Важным обстоятельством, обуславливающим связи и отношения  между людьми в условиях совместной деятельности, по данным Обозова, является однородность/разнородность группы (степень подобия/контраста вероятных участников взаимодействия) по самым разным параметрам.

Первый уровень однородности/разнородности  группы – это соотношение их индивидуальных, личностных и социально-психологических  параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций).

Второй уровень однородности/разнородности  группы – это соотношение (сходство/различие) их мнений, оценок, отношений к себе, партнеру, другим людям, к предметному  миру. Данный уровень подразделяется на два вида (этапа): первичный (исходный) и вторичный (результативный). Первичный подуровень однородности – это исходные данные (до начала взаимодействия членов коллектива) соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и себе подобным). Вторичный подуровень однородности – это соотношение (сходство/различие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодействия между членами коллектива.

Первый уровень однородности/разнородности  коллектива участвует в регуляции совместной деятельности и межличностных отношений людей. Однако его регулирующая роль может мало осознаваться членами коллектива. Это совсем не означает, по замечанию Обозова, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Сходство или различие (физическое, поведенческое) настолько очевидно, что ни тому, ни другому люди не придают особого значения, считая его наличие само сбой разумеющимся.

Иначе дело обстоит с  однородностью/разнородностью второго  уровня. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризуют степень единства взглядов ее членов и выражает сходство/различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. На этом этапе партнеры не только осознают сходство/различие в своих мнениях, оценках и отношений, но начинают понимать его значимость для совместной деятельности[5,с.279].

Вторичный подуровень однородности, будучи следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений членов группы, регулируется такими психологическими механизмами, как подражание, конформность, внушение. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок и отношений – это один из основных показателей сплоченности коллектива. Благодаря изменчивости преобразуется вторичный подуровень однородности/разнородности мнений, оценок и отношений [10,с.295].

Таким образом, психологическая  совместимость в коллективе формируется  за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости  одного и того же коллектива может  быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование в коллективе фирмы с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и удовлетворенности своей деятельностью [10,с.314].

 

2.2 Основные показатели групповой сплоченности

 

Сплочение группы – это  процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения – в  формировании особого типа связей в  группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любого коллектива как привлекательная цель и ценность, как то: групповое состояние, к которому надо стремиться. Проявление сплоченности в коллективе фирмы выражается в стремлении достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения коллектива фирмы [12,с.345] (Приложение А).

Эмоциональная привлекательность  членов группы. Отметим, что сам по себе этот параметр не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной  притягательности людей трудно создать сплоченный коллектив.

Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных  аспектах сходства: и возрастное, и  этническое, однако главное – ценностное сходство, близость, взглядов и социальных ориентаций членов коллектива. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в коллективе: человек более тяготеет к коллективу, взгляды и ценности которого он разделяет и в котором его собственные взгляды находят поддержку.

Предпочитаемый группой  способ взаимодействия и ведущий  социальный мотив членов коллектива. Более привлекателен для людей, чья деятельность основана не на конкупенции, а на кооперации, и в которой  преобладает мотив сотрудничества. Кооперация выступает фактором сплочения коллектива в силу того, что способствует возникновению в коллективе ряда важных и привлекательных для членов коллектива феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами. В-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена коллектива к личному успеху. Таким образом, кооперация между членами коллектива способствует сплочению всего коллектива. Характер связей коллектива с другими социальными общностями может сыграть конкуренция. Известно, что соревнование между группами, в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия людьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать. 

Информация о работе Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы