Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:18, реферат

Описание

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей".

Работа состоит из  1 файл

особенности игровой деятельности.docx

— 50.74 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

      В психологии игра рассматривается как  ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования  данного возраста. Существенно, что  из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые  появляются и формируются у ребенка  в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей".

      Специфическое значение сюжетно-ролевой игры для  развития ребенка заключается в  следующем. В первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким  образом формируется план представлений. Внешние действия замещения (игровые  предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают  в качестве исходной материальной формы  при образовании действий внутреннего плана.

      Существенным  моментом является то, что игра в  ее развернутой форме требует  от ребенка видения предметов  в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки  зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается  новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям (Ж. Пиаже, 1932).

      В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок  усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации4.

      Л. С. Выготский (1966) писал об игре как  об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень  его ближайшего развития. Однако создавать  зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков.

      Ребенок перерастает игру, перестает удовлетворяться  ею как основным занятием в том  случае, если он достаточно овладел  ее сложными, развернутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой  ведущей деятельности - учебной.

ГЛАВА 1.

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЙ.

      Первым  этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она  представляет собой предметно-игровую  деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает  в ориентированные действия- операции.

      Следующий этап игровой деятельности получил  название Отобразительной игры в  которой отдельные предметно- специфические  операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических  свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого  эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт  необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

      На  рубеже первого и второго годов  жизни ребёнка развитие игры и  предметной деятельности смыкается  и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и  в способах действий¾ наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение  становится моделью осмысленных  детьми отношений между людьми. Наступает  этап собственно-ролевой игры, в  которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения  людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность  выработать более чёткий, систематизированные  рекомендации по руководству игровой  деятельностью детей в различных  возрастных группах.

      Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

      Эмоции  цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для  взаимоотношений, повышают тонус, который  необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к  воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

      Игра  динамична там, где руководство  направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые  обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться  на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают  особую эмоциональную окраску. В  противном случае обучение игре становится механическим.

      Все компоненты комплексного руководства  формирования игры взаимосвязаны и  одинаково важны при работе с  детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация  их практического опыта, который  направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи  с этим обновляется содержание обучающих  игр и условия предметно- игровой  среды. Смещается акцент активизирующего  общения взрослого с детьми: оно  становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают  в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых  задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

      И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические  условия и благоприятную почву  для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с  учетом их возрастных особенностей требует  систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными  формами самостоятельной игровой  и не игровой деятельности, протекающий  в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта  деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит  в ней самой. Это означает, что  ребёнок играет по тому, что ему  хочется играть, а не и ради получения  како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

      Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью  в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются  новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим  поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный  опыт детей.

      Развитие  ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое

(музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же  время способствуют нравственному  воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две  большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия  взрослого, а также разными формами  детской активности.

      Первая  группа - это игры, где взрослый принимает  косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при  условии сформированности определённого  уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить  игровую цель, развить замысел  игры и найти нужные способы решения  игровых задач. В самостоятельных  играх создаются условия для  проявления детьми инициативы, которая  всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры  этой группы, к которым можно отнести  сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для  общего психического развития каждого  ребёнка.

      Вторая  группа - это различные обучающие  игры, в которых взрослый, сообщая  ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную  программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного  материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие  игры также для нравственного - эстетического  воспитания дошкольников.

      Активность  детей в обучении играм носит  в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят  способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей  могут затевать самостоятельные  игры, в которых будет больше элементов  творчества.

      В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать  о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом  организованные начальные формы  детского труда, некоторые виды изобразительной  деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.

      Своевременное и правильное применение различных  игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой  воспитания и обучении в д /с» в  наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют  существенное преимущество перед специально организованными занятиями в  том плане, что в них складываются более благоприятные условия  для проявления активного отражения  в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

      Поиск ответов на возникшие игровые  проблемы повышает позновательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые  в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности  его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его  реальной нравственно- эстетической позиции  среди сверстников и взрослых.

      Прогрессивное, развивающие значение игры состоит  не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению  потребности в занятиях становлению  мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших  факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

1.2.ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

      Одним из основных положений дошкольной олигофренопедагогики является признание общности закономерностей  развития нормального и аномального  дошкольника. Это означает, что в  жизни умственно отсталого ребенка, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть "эпоха  игры" (Л. С. Выготский). Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей  развивающее воздействие на складывание, психического облика умственно отсталого  ребенка. Должна, но, как показывают специальное изучение и педагогический опыт, становится таковой лишь в  том случае, когда обучение является объектом специальной педагогики.

      Среди множества причин, тормозящих самостоятельное  последовательное становление игры у умственно отсталого ребенка, следует прежде всего выделить главную - недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящее к  запаздыванию в сроках овладения  статическими функциями, речью, эмоционально-деловым  общением со взрослым в ходе ориентировочной  и предметной деятельности.

Информация о работе Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей