Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:18, реферат

Описание

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей".

Работа состоит из  1 файл

особенности игровой деятельности.docx

— 50.74 Кб (Скачать документ)

Пагубно отражается на становлении игры и  отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, так  называемая депривация, возникающая  особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребенок  пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, дошкольниколигофрен  получает представления лишь об узком  круге лиц, предметов; его жизнь  протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обедненный и порой  искаженный образ окружающего мира.

      1.3. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ  УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ  ДЕТЕЙ

 

      Маленькие умственно отсталые дети, поступающие  в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками  независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно одинаково  может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особо примечательным в этом случае является отношение  к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и все иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных  эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению  к игрушкам-животным умственно отсталый дошкольник также не выказывает сколько-нибудь заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинами.

      Важно отметить, что среди необученных  умственно отсталых дошкольников встречаются  и такие дети, которые любят  попробовать игрушку "на вкус". Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрешку, засунуть в рот колпачок пирамиды. Несомненно, такие действия с игрушками  в основном характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев  они вызваны просто неумением  действовать с игрушками, отсутствием  опыта их использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части умственно отсталых дошкольников наряду с манипуляциями встречаются  и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно  повторяет один и тот же игровой  процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает  постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно  отсталых дошкольников является наличие  так называемых неадекватных действий. Например, действуя с маленькой машиной, ребенок ставит ее в ванну и  пытается при этом двигать из стороны  в сторону; играя с мелкими  матрешками, он складывает их в кастрюлю и кладет в кузов машины; наполняет  кузов грузовика посудой, не замечая  строительного материала. Такие  действия не диктуются ни логикой  игры, ни функциональным назначением  игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в  игре нормально развивающихся детей. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла, шарик в качестве яблока для  куклы. Такие действия обусловлены  потребностями игры и говорят  о высоком уровне ее развития. Но как раз таких действий - с использованием предметов-заместителей - никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении  в специальное дошкольное учреждение.

      Замечено, что в процессе игры дошкольники-олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные  эмоциональные возгласы и произнося  слова, обозначающие названия некоторых  игрушек и действий. В отличие  от нормальных дошкольников они не ведут диалогов с куклами и  не отражают в речи этапы совершаемых  действий. По отношению к игре речь (в тех случаях, когда речевое  развитие ребенка соответствует  его состоянию и возрасту) не выполняет  регулирующей и фиксирующей функции, не способствует планированию игры, не помогает развитию сюжетных ходов.

      Необученный умственно отсталый дошкольник быстро пресыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает 15 минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбуждается новизной игрушки и в процессе манипулирования  быстро угасает.

      Таким образом, очевидно, что низкий уровень  развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих  возможностей. Без специального обучения игра у умственно отсталых дошкольников не может занять ведущее место  и, следовательно, оказать воздействие  на психическое развитие. В таком  виде игра не способна служить средством  коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка. Привить  умственно отсталому дошкольнику  интерес к игре, научить его  играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие - важнейшая  цель учителя-дефектолога специального дошкольного учреждения.

Разделу "Игра" не случайно отведено центральное  место в программе воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения  стоящих перед учителем-дефектологом задач обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных  дефектов психики аномального ребенка, подготовки к обучению в школе.

В объяснительной записке к программе говорится  о том, что основная цель педагога состоит в формировании самой  игровой деятельности. От того, насколько  удастся продвинуть ребенка в  овладении игрой, будет зависеть успешность его речевого, умственного  и нравственного развития.

      Известно, что игровая деятельность ребенка  весьма многогранна, так же как разнообразны и игры дошкольников. При всем том  главенствующее значение отводится  среди них сюжетно-ролевым играм. Именно этот вид игр воплощает  в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В  сюжетно-ролевых играх дошкольники  перевоплощаются в наиболее интересных для них персонажей, действуют  в игровой воображаемой ситуации, оперируют множеством разнообразных  игрушек и их заместителей. Одним  словом, создают на основе воображения  собственный мир, живут и действуют  в нем так, как еще не могут  в реальной действительности. Главным  моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им осваиваются  разнообразные способы общения  людей друг с другом. Учитывая ее особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно  отсталого ребенка сложного механизма  сюжетно-ролевой игры.

      Перед учителем-дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталого  ребенка в мир игры, обучения его  разнообразным игровым приемам, использованию различных средств  общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого  ребенка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть обязательно  подготовлен.

В отличие  от программ, адресованных детям с  другими нарушениями, в данной программе  предлагается регулярное систематическое (в течение четырех лет) проведение учителем-дефектологом специальных  занятий по обучению сюжетно-ролевой  игре. Как показывает опыт, успешность в овладении умственно отсталыми  дошкольниками умением играть в  сюжетно-ролевые игры зависит от работы как учителя-дефектолога, так  и воспитателя. Только в том случае, когда учитель-дефектолог и воспитатель  работают в одном направлении, у  детей складываются устойчивые игровые  интересы, закрепляются игровые умения, возникает потребность в играх.

Необходимо, чтобы тот программный материал, который впервые дается детям  учителем-дефектологом утром на специальном  занятии, обязательно был воспроизведен  детьми вечером под руководством воспитателя. Поскольку на занятии  у дефектолога присутствует не более 4-6 детей, то воспитатель не может  и не должен давать такое же занятие  для 12 детей. Если утром дефектолог кропотливо обучал каждого ребенка  кормить куклу-дочку, то вечером  воспитатель должен предложить детям  такую игру, в которой это действие заняло бы центральное место, конечно, немного видоизменив его.

      Кроме сюжетно-ролевых игр умственно  отсталые дошкольники обучаются  дидактическим и подвижным играм. Именно поэтому в программе по разделу "Игра" выделены соответствующие  подразделы (дидактическая игра, подвижная  игра). Предлагается на каждом году обучения конкретный перечень обязательных для  обучения игр.

Специальные занятия по дидактическим и подвижным  играм в соответствии с расписанием  проводит с детьми воспитатель. Учитель-дефектолог обязательно использует дидактические  игры и фрагменты из них в качестве метода на различных занятиях: по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, в процессе индивидуальных занятий.

      Учитывая  потребность детей в движениях, необходимость "разрядки" в ходе длительных занятий за столом, учитель-дефектолог может также широко применять  фрагменты подвижных игр, вводить  разученные детьми элементы движений и действий.

      Таким образом, раздел "Игра" включает три  направления: обучение сюжетно-ролевой, подвижной и дидактической играм. Занятия по первому направлению  проводятся учителем-дефектологом и  воспитателем, по двум другим - в основном (на специальных занятиях) воспитателем.

1.4.УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

      Большое значение в организации обучения игре умственно отсталых дошкольников имеет устройство игрового уголка в  групповой комнате. От того, как оборудован игровой уголок, зависит успешность решения задачи привлечения детей  к игре, формирования у них потребности  в ней. Оборудование игрового уголка включает стеллажи, на которых расположены  игрушки, а также ковровое покрытие, на котором размещена часть игрушек. .

В детском  саду для умственно отсталых детей  оборудование игрового уголка должно строго отвечать возрастным требованиям  и основным задачам развития игровой  деятельности ребенка на каждом году обучения. Так, в группах первого  года обучения в оборудование игровых  уголков обязательно включаются игрушки, помогающие будить у детей  интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки: куклы средних  размеров, одетые в легко снимаемую  одежду, игрушки-животные (зайка, мишка, собачка, кошка). Желательно из мягких материалов, реалистического облика и цвета; разнообразные тележки, каталки, кубики, машины различной конструкции  крупного размера, вагончики; игрушки  дидактического характера: матрешки, пирамидки, вкладки, мозаики. Необходимо, чтобы  все игрушки были в достаточном  количестве и в хорошем состоянии. Игрушки должны находиться на нижних полках стеллажа и быть доступны детям. На верхних полках размещаются игровые  пособия в коробках, которые выдаются воспитателем по мере надобности.

      Для проведения с детьми различных игр-драматизаций у воспитателя должен быть необходимый  набор игровых атрибутов, костюмов, макетов и т. п. Их следует хранить  в особом помещении, поскольку они  не предназначены для самостоятельного пользования детьми.

Кроме того, воспитатель первой группы должен иметь несколько сюжетных игрушек, которые используются им для проведения интересных игр-занятий. Эти игрушки  должны быть сюрпризом для детей, поэтому они хранятся отдельно. Комплект игрового оборудования обязательно  включает настольный кукольный театр, игрушки-бильбоке, а также ширму  для проведения театрализованных игр.

      Содержание  игрового уголка для детей второго  года обучения несколько меняется. Здесь преобладают игрушки сюжетного  характера, с которыми можно проводить  сюжетные игры, а также разнообразный  ассортимент кукол, игрушки-животные: лошадки, коровы, козлики (они могут  быть сделаны из папье-маше и передвигаться  на колесиках). Следует включить в  набор игрушек и диких животных: лису, тигренка и др. (мишка традиционно  относится к куклам, он участвует  в различных бытовых играх). Для  развертывания с детьми строительных игр необходимо иметь напольный  строитель, разнообразные крупные  конструкторы. В игровом уголке можно  отвести специальное место для  игрушек-двигателей - это будет гараж, где всегда стоят машины.

      Поскольку игровая деятельность детей этого  возраста носит самый разнообразный  характер, необходимо иметь игрушки  для организации настольных игр. Это различные мозаики, лото, дидактические  игрушки типа солдатиков, мелких кукол.

      Особое  внимание необходимо уделить расположению игрушек в игровом уголке. Часть  из них займет место на полках стеллажа, другие следует распределить в соответствии с традициями детской игры. Непременно нужно оборудовать квартиру для  кукол со столовой, спальней, кухней, ванной комнатой. Здесь особенно важно  выбрать привлекательную и удобную  мебель для игры, желательно крупного размера, достаточно устойчивую (в процессе игры дети любят присесть на кукольный  стул или диван, вымыть руки в кукольном  умывальнике и т. п.). Важно не просто расставить мебель, но и оживить  обстановку кукольной квартиры: дополнить  ее интерьер необходимыми вещами, такими, как телевизор, лампы, заполнить  буфет на кухне кукольной посудой  также крупного размера, повесить в  шкаф кукольную одежду, застелить  постели. Комнаты кукольной квартиры не должны быть тесными, в них дети должны свободно развертывать игры с  куклами.

      Поскольку на втором году обучения детям предстоит  научиться играть в такие сюжетные игры, как "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", следует запастись  необходимым набором игрушек. Можно  часть игрушек изготовить заранее, привлекая к этому детей. По мере того как дети начнут играть в эти  игры, в игровом уголке будут готовиться места для их проведения. Не следует  заранее выставлять в игровом  уголке необходимые атрибуты игр, макеты, детали костюмов, игрушки. После того как дети поиграют в эти игры, их целесообразно обновлять новым  содержанием: добавить новые игрушки, сменить обстановку и т. д.

Информация о работе Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей