Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:18, реферат
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей".
Пагубно отражается на становлении игры и отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребенок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, дошкольниколигофрен получает представления лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обедненный и порой искаженный образ окружающего мира.
Маленькие
умственно отсталые дети, поступающие
в специальные дошкольные учреждения,
как правило, совсем не умеют играть.
Они однообразно манипулируют игрушками
независимо от их функционального назначения.
Так, ребенок совершенно одинаково
может длительно стучать
Важно отметить, что среди необученных умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку "на вкус". Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрешку, засунуть в рот колпачок пирамиды. Несомненно, такие действия с игрушками в основном характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта их использования в соответствии с функциональным назначением.
У значительной части умственно отсталых дошкольников наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду.
Отличительной
особенностью игр необученных умственно
отсталых дошкольников является наличие
так называемых неадекватных действий.
Например, действуя с маленькой машиной,
ребенок ставит ее в ванну и
пытается при этом двигать из стороны
в сторону; играя с мелкими
матрешками, он складывает их в кастрюлю
и кладет в кузов машины; наполняет
кузов грузовика посудой, не замечая
строительного материала. Такие
действия не диктуются ни логикой
игры, ни функциональным назначением
игрушки, их ни в коем случае нельзя
путать с использованием предметов-заместителей,
которые часто наблюдаются в
игре нормально развивающихся детей.
Обычный дошкольник охотно использует
палочку вместо ложки, кубик вместо
мыла, шарик в качестве яблока для
куклы. Такие действия обусловлены
потребностями игры и говорят
о высоком уровне ее развития. Но
как раз таких действий - с использованием
предметов-заместителей - никогда не
встречается у умственно
Замечено, что в процессе игры дошкольники-олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действий. В отличие от нормальных дошкольников они не ведут диалогов с куклами и не отражают в речи этапы совершаемых действий. По отношению к игре речь (в тех случаях, когда речевое развитие ребенка соответствует его состоянию и возрасту) не выполняет регулирующей и фиксирующей функции, не способствует планированию игры, не помогает развитию сюжетных ходов.
Необученный умственно отсталый дошкольник быстро пресыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает 15 минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбуждается новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Таким
образом, очевидно, что низкий уровень
развития игры не может обеспечить
реализации заложенных в ней развивающих
возможностей. Без специального обучения
игра у умственно отсталых дошкольников
не может занять ведущее место
и, следовательно, оказать воздействие
на психическое развитие. В таком
виде игра не способна служить средством
коррекции и компенсации
Разделу
"Игра" не случайно отведено центральное
место в программе воспитания
и обучения умственно отсталых дошкольников.
Тем самым подчеркивается первостепенное
значение этой деятельности для решения
стоящих перед учителем-
В объяснительной записке к программе говорится о том, что основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От того, насколько удастся продвинуть ребенка в овладении игрой, будет зависеть успешность его речевого, умственного и нравственного развития.
Известно,
что игровая деятельность ребенка
весьма многогранна, так же как разнообразны
и игры дошкольников. При всем том
главенствующее значение отводится
среди них сюжетно-ролевым
Перед
учителем-дефектологом ставится задача
постепенного введения умственно отсталого
ребенка в мир игры, обучения его
разнообразным игровым приемам,
использованию различных
В отличие
от программ, адресованных детям с
другими нарушениями, в данной программе
предлагается регулярное систематическое
(в течение четырех лет) проведение
учителем-дефектологом специальных
занятий по обучению сюжетно-ролевой
игре. Как показывает опыт, успешность
в овладении умственно
Необходимо,
чтобы тот программный
Кроме
сюжетно-ролевых игр умственно
отсталые дошкольники обучаются
дидактическим и подвижным
Специальные занятия по дидактическим и подвижным играм в соответствии с расписанием проводит с детьми воспитатель. Учитель-дефектолог обязательно использует дидактические игры и фрагменты из них в качестве метода на различных занятиях: по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, в процессе индивидуальных занятий.
Учитывая потребность детей в движениях, необходимость "разрядки" в ходе длительных занятий за столом, учитель-дефектолог может также широко применять фрагменты подвижных игр, вводить разученные детьми элементы движений и действий.
Таким
образом, раздел "Игра" включает три
направления: обучение сюжетно-ролевой,
подвижной и дидактической
Большое
значение в организации обучения
игре умственно отсталых дошкольников
имеет устройство игрового уголка в
групповой комнате. От того, как оборудован
игровой уголок, зависит успешность
решения задачи привлечения детей
к игре, формирования у них потребности
в ней. Оборудование игрового уголка
включает стеллажи, на которых расположены
игрушки, а также ковровое покрытие,
на котором размещена часть
В детском саду для умственно отсталых детей оборудование игрового уголка должно строго отвечать возрастным требованиям и основным задачам развития игровой деятельности ребенка на каждом году обучения. Так, в группах первого года обучения в оборудование игровых уголков обязательно включаются игрушки, помогающие будить у детей интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки: куклы средних размеров, одетые в легко снимаемую одежду, игрушки-животные (зайка, мишка, собачка, кошка). Желательно из мягких материалов, реалистического облика и цвета; разнообразные тележки, каталки, кубики, машины различной конструкции крупного размера, вагончики; игрушки дидактического характера: матрешки, пирамидки, вкладки, мозаики. Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки должны находиться на нижних полках стеллажа и быть доступны детям. На верхних полках размещаются игровые пособия в коробках, которые выдаются воспитателем по мере надобности.
Для
проведения с детьми различных игр-драматизаций
у воспитателя должен быть необходимый
набор игровых атрибутов, костюмов,
макетов и т. п. Их следует хранить
в особом помещении, поскольку они
не предназначены для
Кроме того, воспитатель первой группы должен иметь несколько сюжетных игрушек, которые используются им для проведения интересных игр-занятий. Эти игрушки должны быть сюрпризом для детей, поэтому они хранятся отдельно. Комплект игрового оборудования обязательно включает настольный кукольный театр, игрушки-бильбоке, а также ширму для проведения театрализованных игр.
Содержание
игрового уголка для детей второго
года обучения несколько меняется.
Здесь преобладают игрушки
Поскольку игровая деятельность детей этого возраста носит самый разнообразный характер, необходимо иметь игрушки для организации настольных игр. Это различные мозаики, лото, дидактические игрушки типа солдатиков, мелких кукол.
Особое
внимание необходимо уделить расположению
игрушек в игровом уголке. Часть
из них займет место на полках стеллажа,
другие следует распределить в соответствии
с традициями детской игры. Непременно
нужно оборудовать квартиру для
кукол со столовой, спальней, кухней,
ванной комнатой. Здесь особенно важно
выбрать привлекательную и
Поскольку на втором году обучения детям предстоит научиться играть в такие сюжетные игры, как "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", следует запастись необходимым набором игрушек. Можно часть игрушек изготовить заранее, привлекая к этому детей. По мере того как дети начнут играть в эти игры, в игровом уголке будут готовиться места для их проведения. Не следует заранее выставлять в игровом уголке необходимые атрибуты игр, макеты, детали костюмов, игрушки. После того как дети поиграют в эти игры, их целесообразно обновлять новым содержанием: добавить новые игрушки, сменить обстановку и т. д.
Информация о работе Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей