Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:23, контрольная работа
Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся.
Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.
Введение.
Нарушения речи у умственно отсталых детей.
Общая характеристика нарушений речи.
Организация логопедического обследования в практике работы школьного логопеда.
4. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи.
4.1. Особенности логопедической работы по развитию лексики.
4.2. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи.
Нарушения чтения у умственно отсталых школьников.
Основные принципы логопедической работы.
Список литературы.
Важное место отводится работе над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализации
словаря способствует и работа по
звуковому анализу слова, закреплению
его слухового и
4.2. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи.
В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.
Большое
значение в работе по формированию
грамматического строя во вспомогательной
школе имеет использование
Рекомендуется следующая последовательность логопедической работы над падежными формами: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные), предложно-падежные конструкции, падежные формы множественного числа, При согласовании прилагательного и существительного отрабатываются именительный падеж мужского и женского рода, затем именительный падеж среднего рода, а далее косвенные падежи словосочетания прилагательного с существительным.
Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.
Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отсталых школьников, начинать ее надо с уменьшительно-ласкательных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.
При
формировании структуры предложения
особое внимание уделяется усвоению
глубинно-семантических (предикативных)
отношений внутри речевого высказывания
(субъектных, объектных, локативных, атрибутивных),
которые постепенно усложняются
и последовательно включаются в
структуру высказывания (предложения).
Сначала предложение
Рекомендуется следующая последовательность работы над предложениями: простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения. Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего (смыслового) программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Рекомендуется следующая последовательность в работе над связным текстом: пересказ короткого текста с иллюстрациями, пересказ Длинного текста с опорой на наглядность, короткий рассказ по серии сюжетных картинок, более длинный по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельный на заданную тему.
Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Каждая
из операций порождения связного высказывания
вначале формируется
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.
Характерным для учеников вспомогательной школы является то, что ребенок в одно и то же время пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения.
Каждый из этапов процесса чтения у умственно отсталых детей характеризуется определенными трудностями.
В
младших классах
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.
1.
Логопедическая работа должна
проводиться с учетом личности
логопата, как ее отрицательных
сторон, которые должны быть
2.
В логопедическую работу
3.
В центре внимания
4.
В зависимости от этапов
5.
В правильно построенном
6.
Организация, форма работы, привлекаемый
материал должны
7.
Трудности логопедической
8. Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность - насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.
9.
Воспитание и перевоспитание
речи происходит под
Логопед
должен уметь тонко наблюдать
для того, чтобы хорошо знать тех,
с кем он работает, тем более
что в процессе работы их речевой
уровень все время изменяется,
а в связи с этим изменением
соответственно меняются и трудности
и задачи логопедической работы. (Так,
в работе с моторным алаликом на
первом этапе наиболее трудно преодолеть
его речевой негативизм, на втором
и третьем этапах нарастают трудности
в области словаря и
Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).
Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.
Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.
Работа
логопеда должна быть хорошо оснащена
различными пособиями. В качестве пособий
в логопедической работе служат игрушки,
картинки (предметные, сюжетные, серии
последовательных картинок), настольные
игры (типа лото, домино «Кто быстрее»),
книги (буквари, книги для чтения,
художественная литература, учебники
для разных классов), таблицы по русскому
языку. Все указанные пособия
логопед использует в зависимости
от той непосредственной задачи, которую
он ставит перед собой в связи
с характером нарушения, этапом работы,
интеллектом и общим развитием
занимающегося. В связи с этим
игрушки, картинки, тексты должны быть
специально подобраны и сгруппированы.
Заключение.
Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
Выводы и проблемы.
Система
логопедической работы во вспомогательной
школе и особенно в детских
садах для умственно отсталых
детей недостаточно разработана. Ее
теоретическое обоснование
Список литературы
Информация о работе Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми