Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ основных характеристик зрелого человека и особенностей мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Предметом исследования: особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Объект исследования: мотивационная сфера женщин среднего возраста.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 12 женщин, диапазон возраста 35-40 лет.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое изучение понятия зрелого возраста и мотивационной сферы…………….. ………………………………………
Понятие зрелого возраста в психологии………………………………. 4
1.2. Периодизация психического развития в зрелом возрасте…………… 5
1.3. Возрастная динамика психофизиологических функций……………. 9
1.4. Формирование личности, субъекта деятельности
и индивидуальности………………………………………………………… 13
1.5. Женщины в середине жизни…………………………………………… 18
2. Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации…………………………... 20
2.1 Мотив— мотивация— мотивационная сфера………………………..... 22
2.2 Мотивационные установки периода ранней взрослости……………… 23
2.3 Психология мотивации достижения…………………………………… 24
2.4. Мотив достижения как потребность…………………………………… 27
Вывод…………………………………………………………………………. 28
Глава II. Эмпирическое изучение проблемы установления мотивации достижения успеха, избегания неудач у женщин среднего возраста ….. 30
1.Организация экспериментального исследования………………………... 30
2.Анализ результатов исследования………………………………………... 32
Вывод…………………………………………………………………………. 35
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы ………
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое изучение понятия зрелого возраста и мотивационной сферы…………….. ………………………………………
1.2. Периодизация
психического развития в
1.3. Возрастная динамика психофизиологических функций……………. 9
1.4. Формирование личности, субъекта деятельности
и
индивидуальности……………………………………
1.5. Женщины
в середине жизни……………………………………
2.1 Мотив— мотивация— мотивационная сфера………………………..... 22
2.2 Мотивационные
установки периода ранней
2.3 Психология
мотивации достижения…………………………
Вывод…………………………………………………………………
2.Анализ
результатов исследования………………………………………...
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы …………………………………
37
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Период ранней взрослости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности.
В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.
Целью данной работы является описание и анализ основных характеристик зрелого человека и особенностей мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Предметом исследования: особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Объект
исследования: мотивационная сфера
женщин среднего возраста.
Характеристика выборки: В исследовании
приняли участие 12 женщин, диапазон возраста
35-40 лет.
Задачи нашего исследования:
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Методами
исследования выступали: теоретический
анализ литературы, тестирование, математическая
обработка данных.
Глава
I. Теоретическое изучение
понятия зрелого возраста
и мотивационной сферы.
1.1 Понятие зрелого возраста в психологии
В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. В 1997 году вышел новый журнал «Психология зрелости и старения», в котором находят отражение социально-психологические, медико-социальные и возрастно-психологические проблемы людей зрелого, пожилого и преклонного возраста. Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.
Индивидуальное
развитие взрослого человека представляет
собой продолжение онтогенеза с заложенной
в нём филогенетической программой. В
период после ранней юности процесс созревания
индивида и личности продолжается, проходя
через стадии молодости, взрослости, зрелости,
старости. Завершается этот цикл смертью
человека (которая, разумеется, может наступить
и на более ранних этапах, чем старость
— из-за неизлечимой болезни, несчастного
случая, суицида и т.д.).
1.2. Периодизация психического развития в зрелом возрасте
Период зрелости занимает по длительности самое большое время в жизни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов.
Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).
По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.
Видный отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…».1
И,
наконец, ещё одна из специфических
проблем — это определение
объективных критериев зрелости
человека. Гетерохронность зрелости —
это существенная характеристика в индивидуальном
развитии человека: не совпадают во времени
физическая зрелость, умственная, гражданская
и др. Эти трудности привели к тому, что
в современной психологической литературе
довольно часто понятие «зрелость» заменяется
понятием «взрослость», что позволяет
избежать многих сложностей и, как правило,
выделяют 3 стадии:
Ранняя взрослость от 20 до 40
Информация о работе Особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста