Особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание и анализ основных характеристик зрелого человека и особенностей мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Предметом исследования: особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Объект исследования: мотивационная сфера женщин среднего возраста.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 12 женщин, диапазон возраста 35-40 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое изучение понятия зрелого возраста и мотивационной сферы…………….. ………………………………………
Понятие зрелого возраста в психологии………………………………. 4
1.2. Периодизация психического развития в зрелом возрасте…………… 5
1.3. Возрастная динамика психофизиологических функций……………. 9
1.4. Формирование личности, субъекта деятельности
и индивидуальности………………………………………………………… 13
1.5. Женщины в середине жизни…………………………………………… 18
2. Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации…………………………... 20
2.1 Мотив— мотивация— мотивационная сфера………………………..... 22
2.2 Мотивационные установки периода ранней взрослости……………… 23
2.3 Психология мотивации достижения…………………………………… 24
2.4. Мотив достижения как потребность…………………………………… 27
Вывод…………………………………………………………………………. 28
Глава II. Эмпирическое изучение проблемы установления мотивации достижения успеха, избегания неудач у женщин среднего возраста ….. 30
1.Организация экспериментального исследования………………………... 30
2.Анализ результатов исследования………………………………………... 32
Вывод…………………………………………………………………………. 35
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы ………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

   Свыше +20 баллов: склонны к риску. 
 
 

    2. Анализ результатов  исследования. 

   № испыт     мотив.к  успеху(балл)    мотив. избег. неудач (балл)    степень готовн. к риску (балл)
   1    16    22    -26
   2    14    21    -22
   3    18    4    -8
   4    11    11    42
   5    12    17    -21
   6    15    19    -3
   7    15    23    -12
   8    10    10    11
   9    10    20    -17
   10    12    12    -3
   11    17    12    19
   12    17    10    3
 
 
 
 
 
 

   Методика  диагностики личности на мотивацию к  успеху Т. Элерса. 

   

   Рис.1 Индивидуальные показатели  диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Анализ  результата.

   От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к  успеху;

   от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

   от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень  мотивации;

   свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

   Исследования  показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто  боится неудач, предпочитают малый  или, наоборот, слишком большой уровень  риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

   К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

   Те, кто сильно мотивирован на успех  и имеют высокую готовность к  риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую  готовность к риску, но высокую мотивацию  к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  диагностики личности на мотивацию  к избеганию неудач

                                                    Т. Элерса.

Рис 2.  Индивидуальные показатели  диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач   Т. Элерса.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

   Анализ  результата. Исследования Д. Мак-Клеланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

          • степени предполагаемого риска;
          • преобладающей мотивации;
          • опыта неудач на работе.

   Усиливают установку на защитное поведение  два обстоятельства: первое - когда  без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное  поведение ведет к несчастному  случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  диагностики степени  готовности к риску  Шуберта. 

   

   Рис 3. Индивидуальные показатели  диагностики личности на степень готовности к риску Шуберта.

Анализ  результата.

   Меньше -30 баллов : слишком осторожны;

   От -10 до +10 баллов: средние значения;

   Свыше +20 баллов: склонны к риску. 

  Вывод

   Исследования  показали, что люди умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех (при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху).

 К тому же людям, мотивированным на успех и  имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

 Исследования McClelland показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую  готовность к риску, реже попадают в  несчастные случаи, чем те, которые  имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию  неудачи (защиту).

 Люди  с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу.

 Ф. Буркард (3) утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

  • Степени предполагаемого риска;
  • Преобладающей мотивации;
  • Опыте неудач.

 Усиливают установку на защитное поведение  два основных обстоятельства:

 1 - когда  без риска удается получить  желаемый результат;

 2 - когда  рисковое поведение ведет к  несчастному случаю, неудаче. Достижение  же безопасного результата при  рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию  неудач. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Заключение 

  Для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей. Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации).

   Спад  продуктивности творческой деятельности в этом возрасте объясняется изменениями в мотивационно-потребностной сфере, обусловленными увеличением семейных и родительских обязанностей, проявлением и доминированием потребностей, связанных с семьей.

 У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости (Adams, 1983, Levin-son, 1990). Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

 Таким образом, происходит изменение системы  ценностей, а на основе этого —  смена мотивационных установок. 
 
 
 
 
 

                    Список использованной литературы 
 

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996.
  2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Л., 1974. - Вып. 2.
  3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.
  4. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.
  5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л. 1974.
  6. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  7. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995.
  8. Булаева К. Б., Павлова Т. А. Роль образования в возрастных изменениях ряда психологических характеристик человека // Вопросы психологии. 1986. № 1.
  9. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Ред. колл.:  Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. — М., 1984.
  10. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
  11. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.
  12. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983; Т. 1.
  13. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
  14. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.
  15. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.
  16. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
  17. Тугаринов В. П. Избр. филос. труды / Составит. Н. В. Захарова. Редколл.: А. О. Бороноев, Ю. В. Перов (отв. ред.) и др. — Л., 1988.
  18. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
  19. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
  20. McClelland D.C. Assessing Human Motivation. - N.Y., 1971.
 
 

                                 

                                           Приложение 
 

   Методика  диагностики личности на мотивацию к  успеху Т. Элерса. 
 
 

группа  испытуемых низкая мотивация  к успеху средний уров. мотивации Умеренно выс. уров. мотивации Слишком выс. уров. мотивации
1.         *          
2.         *          
3.              *     
4.         *          
5.         *          
6.         *          
7.         *          
8.    *               
9.    *               
10.         *          
11.              *     
12.              *     
 
 
 
 

Методика  диагностики личности на мотивацию  к избеганию неудач

                                                    Т. Элерса. 
 

группа  испытуемых низкая мотивация  к избег неуд средний уров. мотивации высокий уровень  мотивации Слишком выс. ур. мотив.
1.                   *
2.                   *
3.    *               
4.         *          
5.              *     
6.              *     
7.                   *
8.    *               
9.                   *
10.         *          
11.         *          
12.    *               

Информация о работе Особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста