Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ основных характеристик зрелого человека и особенностей мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Предметом исследования: особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста.
Объект исследования: мотивационная сфера женщин среднего возраста.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 12 женщин, диапазон возраста 35-40 лет.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое изучение понятия зрелого возраста и мотивационной сферы…………….. ………………………………………
Понятие зрелого возраста в психологии………………………………. 4
1.2. Периодизация психического развития в зрелом возрасте…………… 5
1.3. Возрастная динамика психофизиологических функций……………. 9
1.4. Формирование личности, субъекта деятельности
и индивидуальности………………………………………………………… 13
1.5. Женщины в середине жизни…………………………………………… 18
2. Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации…………………………... 20
2.1 Мотив— мотивация— мотивационная сфера………………………..... 22
2.2 Мотивационные установки периода ранней взрослости……………… 23
2.3 Психология мотивации достижения…………………………………… 24
2.4. Мотив достижения как потребность…………………………………… 27
Вывод…………………………………………………………………………. 28
Глава II. Эмпирическое изучение проблемы установления мотивации достижения успеха, избегания неудач у женщин среднего возраста ….. 30
1.Организация экспериментального исследования………………………... 30
2.Анализ результатов исследования………………………………………... 32
Вывод…………………………………………………………………………. 35
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы ………
Мотивация
ориентированного на достижение поведения
определенно заслуживает
Именно поэтому методика измерения мотивации достижения, разработанная исследовательской группой Дэвида С. Мак-Клелланда, – это «прорыв», значение которого для будущей работы психологов значительно превышает узкую область исследования мотивации достижения.
Мотивация достижения, таким образом, может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.
В конечном счете, успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.
Совершенно
другие вопросы возникают и в
связи с изменениями в
Успех и неудача присутствуют и во взаимодействиях личности со средой, не имеющих никакого отношения к достижениям. Но для экономии времени в дальнейшем изложении понятия успеха и неудачи будут использоваться только в контексте ориентации на достижение. Идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи».
Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий.
Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личности.
Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла (W. McDougall), Г. Мюррея (H. Murrey) и Д. Макклелланда (D. McClelland). Выделен даже такой особый вид потребностей, как потребность в достижениях.
Так Murrey включает потребность в достижении и избегании неудач в систему других психогенных потребностей, таких как потребность в агрессии, аффиляции, доминировании, защите, игре, избегании вреда, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.
По данным McClelland,14 люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.
Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун (Adams, Stone) указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.
Почему же у некоторых возникает подобная потребность? McClelland обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижении влияют установки родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей большей самостоятельности. Их дети в уже относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.
Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела (например, одеваться и есть). Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них, обычно, формируется слабая потребность в достижениях.
Таким
образом, достижение рассматривается
как наглядное доказательство успеха.
Поэтому потребность в достижениях можно
охарактеризовать как стремление достичь
поставленной цели, добиться успеха.
Вывод.
Период
взрослости представляет собой значительный
по времени отрезок жизни
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Желание
молодых людей заключить
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.
Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.
Для проведения исследования в качестве основных показателей эмпирического изучения были выделены:
Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.
Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик:
Столяренко
Л.Д.(36) так объясняет комплексность
исследования: «Результат теста «Мотивация
к успеху» следует
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса.
Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:
Низкая мотивация к успеху;
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Личностный опросник предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на избегание неудач.
Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Выделяется также четыре
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
После ответа на все вопросы подсчитайте общую сумму баллов в соответствии с инструкцией. Положительные ответы на вопросы свидетельствуют о склонности к риску в условиях опасности. Значения теста от -50 до +50 баллов.
Меньше -30 баллов : слишком осторожны;
От -10 до +10 баллов: средние значения;
Информация о работе Особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста