Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.

Задачи:
проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
изучить нравственную сферу у девушек;
изучить нравственную сферу у юношей;
сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5
1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5
1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16
1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….….….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 142.10 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

на тему: «Особенности нравственной сферы учащейся молодежи»

по дисциплине психология

 

 

 

Исполнитель:

студент группы 303 А

 

_____________

дата

 

______________

подпись

 

. М. П. Разумкова

Руководитель:

кандидат психол. наук,

доцент кафедры психологии

 

_____________

дата

 

_____________        

подпись

 

Е. В. Афонасенко


 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5

1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5

1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8

1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16

1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28

2.1 Описание и обоснование  методов исследования……………………….….….28

2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…..……………43 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования связана с тем, что действительность показывает: научно-техническое развитие человечества достигло небывалых высот, однако зачастую оно идёт вразрез с духовным совершенствованием человека. Перед современным обществом стоят задачи не только экономического прогресса, но и нравственного развития, роста. Моральное становление человека есть сложный и многогранный феномен личностного развития. Общество постоянно меняется, меняются общественные ценности и идеалы, так как сегодня перед человечеством открываются новые глобальные проблемы, которые вынуждают общественность снова и снова обращаться к вопросам морали. С древних времен и по настоящее время решается вопрос о социальной справедливости как одного из аспектов морали. Очевидно, что перед обществом всегда стояли проблемы морали, но сейчас они возникают во многих новых видах деятельности. Для России исследование морального сознания особенно актуально, поскольку за последние 20 лет в обществе произошел распад прежней и началось построение новой системы ценностей. Некоторые политические деятели и мыслители заявляли о полной потере морально-нравственных ориентиров и размывании социальных норм. Однако в действительности моральные ценности лишь изменились под влиянием социальных изменений, но эти ценности реально сохраняются в культуре и потребностной сфере людей.

Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.

Объект исследования: нравственная сфера.

Предмет исследования: особенности  нравственной сферы у учащейся молодежи.

Гипотеза: существуют особенности нравственной сферы в зависимости от гендерных различий.

 

Задачи:

  1. проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
  2. изучить нравственную сферу у девушек;
  3. изучить нравственную сферу у юношей;
  4. сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.

Методология исследования: мы опираемся на теорию морального развития Л. Колберга и его идею о существовании различий в нравственной сфере в зависимости от возраста и пола; исследования нравственного развития, выполненные в рамках когнитивной психологии, а также общая идея гендерных различий.

Методы:

    1. тестирование/ опрос;
    2. теоретический анализ литературы.

В частности нами были выбраны  следующие методики:

    1. Методика многомерного исследования нравственности;
    2. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца.

База исследования: БГПУ.

Выборка: 60 человек (30 девушек  и 30 юношей).

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

      1. Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»

Термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны  по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали  различные смысловые оттенки, самым  существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык, и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же [7, с. 118].

Мораль — (лат. moralis  нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и другие; пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни — в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества [5, с. 479].

Современная этика определяет мораль следующим образом. «Мораль (от латинского moralis - относящийся к нраву, обычаю, характеру) и нравственность — способ самоосуществления личности, се самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра» [1, с. 287].

Нравственность – интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. В психологических исследованиях нравственной сферы личности можно выделить  самостоятельные направления изучающие:

когнитивный компонент: нравственные убеждения, знания, представления, понятия, оценочные суждения, ценности и ценностные ориентации;

эмоциональный компонент: нравственные чувства и переживания;

поведенческий компонент: нравственные действия, привычки поступки отношения [22, с. 4].

С.Л. Рубинштейн рассматривает  нравственность, добродетель не как находящееся над реальностью, вне действительной жизни, но как нормальное, свойственное человеку: «смысл этики состоит в том, чтобы открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые ещё не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь» [26, с. 365].

Отношение к другому человеку выводится из отношения к нему не как к объекту, но как к субъекту, и характеризуется тем, что «поскольку человек существует как человек только через свое отношение к другому человеку, поскольку человечность человека проявляется в его отношении к другому, отношение к другому должно быть таким же, как к самому себе» [26, с. 390].

Нравственные добродетели, как считал Аристотель, являются прижизненными  приобретениями человека, формируемыми в практической деятельности и определяемыми  мерой, серединой (крайние точки  порочны — одно в силу избытка, другое в силу недостатка). Они произвольны  и уравновешиваются разумом, а не являются лишь стремлением к блаженству. Аристотель выделят десять таких добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие, любезность [8, с. 201].

Нравственное сознание, как  и сознание в целом, по мнению Л. Н. Антилоговой, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему. В нравственном сознании исследователь выделяет убеждения и ценностные ориентации, которые составляют ядро нравственного сознания; нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую (воля) сферы [2, с. 64].

Нравственное сознание, согласно И. М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения; способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанным с этим переживаниям человека, проявляющимся в различных нравственных чувствах; способностью к самосознанию к самопознанию, итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; способностью к целеполаганию, под которым подразумевается свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей в морально-эстетическом аспекте; способностью посредством языка обеспечить коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт. Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, по мнению автора, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие [15].

Проблеме нравственного  самосознания в отечественной психологии уделялось значительное внимание. Нравственное самосознание включает в себя осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, а так же соотношение реального  нравственного «Я» личности и  нравственного «Я-идеала».

 

1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека

 

Согласно И. С. Кон, моральные суждения развивающей личности, пока они не превратились в личные убеждения, могут не пересекаться с его поступками, он судит себя и других по разным законам. Но формирование морального сознания, тем не менее, нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому, или иному действию и от ценностных ориентаций этой личности  [19, с. 200].

В качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации А.И. Титаренко, который полагает, что они наиболее адекватно отражают суть данного  феномена, и дает им такое определение: «Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования морального сознания – основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредованно – и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы» [31, с. 64].

Содержанием ценностно-ориентационной подструктуры нравственного сознания личности, по мнению Е. Е. Соловцовой, выступают мотивы и убеждения человека в необходимости нравственных норм поведения, представления о целесообразности конкретных нравственных правил и норм, устойчивый идеал поведения, ориентация на нравственное поведение как на ценность и в соответствии с этим на ценностные установки по отношению к миру, людям, опосредованные через нравственный опыт [30].

Т.И. Пороховская замечает, что ценностные ориентации – это элементы структуры сознания личности, характеризующие содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате усвоения ценностных значений в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека [25, с. 64].

Ценности и ценностные ориентации являются связующим звеном нравственного сознания и поведения  человека. По мнению А.И.Титаренко, ценностные ориентации являются такими элементами нравственного сознания, которые  реально воспроизводятся, объективируются  в поступках, отношениях [31, с. 83].

Анализируя работы Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлов отмечает, что, по его мнению, не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы. Усвоение ценностей больших социальных групп всегда опосредованно ценностями малых референтных групп. Первоначально единственной референтной группой, опосредующей усвоение социальных ценностей, является для человека  семья. Начиная с подросткового возраста, когда особое значение приобретает общение со сверстниками, группы сверстников становятся вторым альтернативным каналом трансляции ценностей. При этом если ценности малой группы, в которую включен ребенок, расходятся с ценностями общества, то общественные ценности подвергаются сомнению и не становятся личностными. В зависимости от того, какая малая группа является референтной для ребенка, ее ценности могут выступать катализатором или барьером к усвоению социальных, в том числе и общечеловеческих, ценностей [23, с. 69].

Информация о работе Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи