Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.

Задачи:
проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
изучить нравственную сферу у девушек;
изучить нравственную сферу у юношей;
сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5
1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5
1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16
1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….….….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 142.10 Кб (Скачать документ)

Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим  в религиозных и философских  трудах, посвящённых ценностям разных культур.

Затем сгруппировал их в  12 мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы:

    1. Наслаждение (удовольствие).
    2. Достижения (социальное признание, богатство).
    3. Социальная власть (общественное признание, богатство).
    4. Самоопределение (свобода, творчество).
    5. Стимуляция (интересная жизнь).
    6. Ограничительный конформизм (вежливость, самоограничение).
    7. Поддержка традиций (уважение традиций, стабильность общества).
    8. Социальность (социальная справедливость, мир во всем мире).
    9. Доброта (национальная безопасность, безопасность семьи и близких, настоящая дружба).
    10. Зрелость (мудрость, зрелая любовь, смысл жизни, мир красоты, внутренняя забота, чувство собственного достоинства).
    11. Социальная культура (единение с природой, взаимность в отношениях).
    12. Духовность (внутренняя гармония, духовная жизнь, равнодушие к мирским заботам).

Испытуемым был  предложен  список из 30 ценностей, которые они  должны были оценить по шкале от -1 до 7, где 7 – исключительно важная ценность, а -1 – противоречащая принципам и 0 – совершенно безразличная.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Обработав результаты исследования по «методике многомерного исследования нравственности», мы выяснили, что 86 % испытуемых девушек имеют высокие оценки фактора 1 ‒ «моральная честь и нравственные убеждения». Из 36 утверждений, содержащих этот фактор, в среднем девушки согласны с 22. Остальные имеют средний уровень.

Что касается юношей, их уровень  оценки так же высок. В среднем, 73 % юношей согласен с 21 высказыванием. Ни один не имеет низких оценок по  фактору 1.

Можно сказать, что девушки  имеют более твердые нравственные убеждения, чем юноши.

Уровень фактора 2 ‒ «гуманизм и человечность» тоже достаточно высок. Из 13 утверждений, содержащих этот фактор, 70 % девушек согласны с 9. 3% девушек имеют низкий уровень по данному фактору, остальные ‒ средний.

80 % юношей имеют средний  уровень оценки по фактору  2, они согласны с 7 утверждениями. 3 % имеют высокий уровень, а  оставшиеся 17 %  ‒ средний.

По данному фактору  можно наблюдать существенное расхождение  в результатах. Девушки имеют  немного более высокий уровень по данному фактору, следовательно, они более доброжелательны и уважительны к людям, чем противоположный пол.

Около 43% девушек имеют  средний уровень оценки фактора 3 ‒ «коллективизм и товарищество», из 25 высказываний, касающихся этого фактора они согласны с 12. Примерно 9% имеют высокий уровень, остальные ‒ низкий.

40 % юношей имеют средний  уровень по данному фактору,  они согласны с 11 утверждениями,  13 % имеют высокий уровень, остальные ‒ низкий.

Как мы видим, по данному  фактору нет существенных различий, и девушки и юноши примерно одинаково относятся к коллективной морали.

63 % девушек имеют средний  уровень фактора 4 – «авторитеты», они согласны с 6 из 13 утверждений, около 7 % имеют высокий уровень, а оставшиеся 30 % имеют низкий уровень.

Около 70 % юношей имеют средний  уровень фактора 4, они согласны примерно с 7 высказываниями, 17 % имеют высокий уровень, 13% ‒ низкий.

Анализируя результат  по данному фактору, мы видим, что у юношей проявляется больше доверия и уважения к начальству, чем у девушек.

43 % девушек имеют средний  уровень по фактору 5 ‒ «доброжелательность и близость к подчиненным», они согласны с 10 из 18 высказываний, 50 % имеют низкий уровень, остальные ‒ высокий.

50 % опрошенных юношей  имеют средний уровень фактора  5, 4 % ‒ высокий, оставшиеся 46 % ‒ низкий.

Как мы видим, по данному  фактору мнения девушек и юношей более или менее совпадают, они  имеют примерно одинаковые взгляды  на то, как начальник должен относиться к подчиненным.

86 % опрошенных девушек  имеют низкий уровень оценки по фактору 6 – «добросовестность и трудолюбие», они согласны с 3 из 8 утверждений, остальные 14 %  имеют средний уровень.

90 % юношей имеют  низкий уровень по данному фактору, они согласны с 3 утверждениями, 3 % имеют высокий уровень, а остальные ‒ средний.

И девушки, и юноши имеют  достаточно низкий уровень по данному  фактору, можно сказать, что у  них имеется отрицательное отношение  к общественному труду. Однако среди  девушек, хоть и не в значительной степени, встречается больше людей  со средним уровнем оценки по данному  фактору.

46 % опрошенных девушек  имеют средний уровень оценки по фактору 7 – «самоконтроль и дисциплина», они согласны с 16 из 22 утверждений, 36 % высокий уровень, а остальные 18 % ‒ низкий.

86 % юношей имеют средний  уровень оценки по данному   фактору, они согласны с 14 утверждениями,  остальные имеют низкий уровень.

Среди юношей нет тех, у кого высокий уровень оценки по данному фактору. То есть девушки более организованны и дисциплинированны, чем юноши.

87 % девушек имеют средний  уровень оценки по фактору 8 ‒ «благородство, уважение к женщине», они согласны с 7 из 11 утверждений,  остальные 13 % имеют высокий уровень оценки.

94 % юношей имеют средний  уровень оценки по данному  фактору, они согласны с 6 утверждениями,  остальные  16 % имеют низкий уровень.

Можно сказать, что результаты опроса у девушек и юношей примерно совпадают по данному фактору, однако существуют небольшие отличия. Среди девушек больше, чем среди юношей тех, кто имеет высокий уровень по данному фактору. Здесь трудно делать какие либо выводы, так как данный фактор в большей степени нацелен на оценку отношения мужчин к слабому полу и то, что у девушек здесь имеется результат немного выше, может объясняться тем, что они отвечали на вопросы о представителях их же пола.

На рисунке 1преведена  шкала результатов девушек по данной методике, а на рисунке 2 ‒  юношей.

Анализируя результаты ценностного  опросника С. Шварца, мы выяснили, что  27 % испытуемых девушек выбрали «безопасность семьи и близких людей» исключительно важной в жизни ценность, 13 % выбрали «смысл жизни», 10 % ˗ «чувство собственного достоинства», 3 % ˗ «внутреннюю гармонию», 6 %  ˗ «творчество», но для 17 % оно является не очень важным; 13 % ˗ «настоящую дружбу», 10 % ˗ «интересную жизнь», 3 % ˗ «вежливость», хотя 43 % опрошенных девушек она не очень важная; 6 % ˗ «мир во всем мире», 9 % ˗ «свободу».

Для 27 % девушек такая ценность как «равнодушие к мирским заботам» является совершенно безразличной.  73 % девушек считают «самоограничение» ценностью противоречащей их принципам. В числе не важных ценностей девушки так же выделяют «общественное признание», «власть» и «мир красоты».

Около 22 % юношей руководящей ценностью в жизни считают «свободу», 23 % ˗ «безопасность семи и близких», 18 % ˗ «интересную жизнь», 11 % ˗ «настоящую дружбу», 13 %  ˗ «чувство собственного достоинства», 3 % ˗ «мудрость», хотя около 60 % юношей считают «мудрость» мало важной в их жизни ценностью; 7 % ˗ «внутреннюю гармонию», но для 17 % она не очень важная; 3 % ˗ «социальную справедливость». Юноши так же высоко ценят «смысл жизни» и «авторитет».

Для 10 % юношей совершенно безразлична  «власть», однако, около 20 % юношей считают эту ценность очень важной; для 3 % ˗ «мудрость», для 24 % ˗ «самоограничение», для 7 % ˗ «уважение традиций», для 3 % ˗ «общественное признание», а для 12 % опрошенных юношей эта ценность очень важна; для 44 % ˗  «мир красоты», для 9 % ˗ «равнодушие к мирским заботам».

Очевидно, что результаты данного опроса неоднородны. Конечно, большинство опрошенных не считают абсолютно безразличными общепринятые важнейшие ценности, но они оценивают их для себя по-разному. Одна и та же ценность для представителей одного и того же пола может быть как и руководящей ценностью, так и совершено безразличной.

На рисунке 3 приведена  шкала ценностей, являющихся исключительно  важными для девушек и юношей, а на рисунке 4 приведены ценности, которые являются для них абсолютно безразличными.

Таким образом, обработав и проанализировав результаты исследования, мы увидели, что в нравственной сфере у девушек и юношей нет кардинальных различий, если они и есть, то не существенные. Уровень нравственного развития у девушек несколько выше по таким факторам как «моральная честь и нравственные убеждения», «гуманизм и человечность», «самоконтроль и дисциплина». У девушек проявляются более стойкие нравственные убеждения, им больше присущ гуманизм и человечность. У девушек и юношей примерно одинаковое отношение к коллективной и морали то же самое касается отношения к авторитетам. Однако юноши более доброжелательны к подчиненным, чем девушки. Они имеют более высокий уровень по фактору «авторитеты». В остальном результаты примерно одинаковы.

Так же можно сделать вывод, что ведущим блоком ценностей  у девушек является «доброта», которая  относится к моральным ценностям  в общества, а наименее ˗ «ограничительный конформизм».

Ведущий блок ценностей у  юношей «самоопределение», а наименее ˗ «ограничительный конформизм». Юноши  больше направлены на себя, чем на общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав теоретический  материал по нашей теме, мы выяснили, что нравственность — это интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора.

Нравственное самосознание включает в себя осознанное отношение  человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, а  так же соотношение реального  нравственного «Я» личности и  нравственного «Я-идеала».

Развитие морального сознания ребенка идет  параллельно его умственному развитию и проходит несколько этапов в своем развитии.

Существует несколько  гендерных концепций. Представители некоторых из них считают, что гендерные особенности в значительной степени влияют на формирование и развитие нравственной сферы человека, другие же отрицают это.

Проанализировав результаты нашего эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что наша гипотеза о качественных различиях в моральных обоснованиях мужчин и женщин оказалась не вполне достоверной. В ходе исследования гендерных особенностей моральных суждений молодежи была выявлена их общая тенденция. Гендер в моральном сознании молодежи обнаружил себя в целом в сходных обоснованиях моральных суждений. Гендерные различия оказались несущественными.

Это может быть обусловлено прежде всего современной культурной средой, специфика которой заключается в тенденции к снятию барьеров, смягчению жесткого приписывания определенных гендерных ролей мужчине и женщине. Кроме того, значимым «маскировочным фактором», сглаживающим гендерные различия в психологических исследованиях, является генерализованный, очень сходный смысл, приписываемый определенным понятиям большинством носителей языка (Знаков В. В.). Этот смысл внутри одной культуры может «перекрывать» индивидуальные, половые, гендерные и другие различия в понимании понятий.

Качественные различия в  моральных суждениях мужчин и  женщин были выявлены в ходе анализа  ответов, которые типичны только для мужчин или только для женщин. В целом, типично «женские» и типично «мужские» обоснования укладываются в рамки традиционных представлений о женской и мужской ролях в обществе. Так, в своих ответах женщины проявляли заботу и сочувствие о других, опирались на принципы гуманизма. Кроме того, они демонстрировали тенденцию к соблюдению формальных правил и предписаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАРУРЫ

  1. Алексеев, А. П. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев. –  M . : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 496с.
  2. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л. Н. Антилогова. – Омск: ОМГРУ, 1999. – 368 с.
  3. Аристотель, Сочинения (Сер. Философское наследие): в 4 т. Т. 4. / Аристотель. − М. : Мысль, 1984.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. − М. : Смысл, 1998. – 352 с.
  5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Прохоров, А. М. [и др.]. – 3-е изд.испр., перераб., расшир. и доп.− М. :Советская Энциклопедия, 1969 −1978.− 18 т. – (НИККО − ОТОЛИТЫ)
  6. Василенко, В.А. Мораль и общественная практика / В. А. Василенко. − М. : Изд-во Московского университета, 1983. – 146 с.
  7. Гусейнов, А.А. Великие моралисты: монография / А.А. Гусейнов. – М. : Республика, 1995. – 352 с.
  8. Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. ‒ М. : Мысль, 1987. — 589 с.
  9. Дробницкий, О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. − 1977. − №2. − С. 31 − 42.
  10. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. –  М. : Политиздат., 1978 – 386 с.
  11. Дынник, М. А. Материалисты Древней Греции /  М. А. Дынник. − М. : Госполитиздат, 1955. − 239 с.
  12. Знаков, В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 41–51.
  13. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н. Д. Зотов. – Томск: ТГУ, 1984. – 338 с.
  14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011 – 279 с.
  15. Ильичева, И. М. Психология духовности: автореф. дис. … канд. психол. наук / И. М. Ильичева. – СПб., 2003
  16. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: международная конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня, 2006 г., / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н.
  17. Ковалева, А. Г.  Психология личности / А. Г. Ковалева.  – М. : Просвещение, 1970 – 253 с.
  18. Колесов, Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты /Д. В. Колесов. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 232 с.
  19. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. − М. : Академия, 2002. – 428 с.
  20. Лабунская, В. А. Социально-психологический подход к изучению маскулинности-феминности личности // Личность и бытие: Теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. университет, 2003. – С. 107–112.
  21. Нечаева, Н. А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. Выпуск первый. / Научный ред. А. А. Клецин. – СПб. : СПб филиал ИС РАН, 1997. – С. 17–44.
  22. Овчарова, Р. В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. – 2011. − № 5. – С. 3 −8.
  23. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. − М. : Академия, 2002. – 272 с.
  24. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. − М. : Аспект Пресс, 2001. − 607 с.
  25. Пороховская, Т.И. Ценность и оценка в морали / Т. И. Пороховская. − М. : МГУ, 1989.− 88 с.
  26. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  27. Руткевич, М.Н. Диалектика и социология / М. Н. Руткевич. − М. : Мысль, 1980. – 127 с.
  28. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Издательство Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
  29. Скворцов, Л.В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. − М. :Политиздат, 1983. −264 с.
  30. Соловцова, Е. Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук  / Е. Е. Соловцова. – М., 1999
  31. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико- философского исследования / А. И. Титаренко. − М. : Мысль, 1974. − 277с.
  32. Чекалина А. А. Гендерная психология. – М.: Ось-89, 2006. –256 с.
  33. Хасан, Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии.– 1997. – № 3. –   С. 32–39.

Информация о работе Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи