Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.
Задачи:
проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
изучить нравственную сферу у девушек;
изучить нравственную сферу у юношей;
сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5
1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5
1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16
1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….….….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40
Ценности и ценностные ориентации вбирают в себя систему личностных смыслов отражаемого субъектом мира, о чем свидетельствуют использующееся в психологии понятие «ценностно-смысловая сфера личности», а также результаты психологических исследований и разработок в области семантики. В ценностях представлены все значимые для человека смыслы, но наиболее глобальным из них является смысл жизни, суть которого заключается в отношении личности к себе и обществу, к пониманию своего места в обществе и к осмыслению социального значения своей деятельности. То или иное понимание смысла жизни определяет всю линию поведения человека и является тем нравственным стержнем, на котором «крепятся» его моральные установки. Под «смыслом жизни» принято понимать осознание людьми основного содержания всей деятельности (прошлое, настоящее, будущее), которое определяет их место и значение в жизни общества. Человеку необходимо быть уверенным в том, что индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и людям, и обществу. Правильное понимание человеком смысла жизни придает ему такую нравственную силу, которая помогает в преодолении жизненных трудностей. Для человека представляет интерес не только результат его деятельности, но и сама деятельность, потребность в ней [24, с. 38].
По мнению Орлова, вопрос о смысле жизни встает перед человеком не сразу. Формирование этого понятия – процесс нравственного становления личности. По мере своего развития и совершенствования человек пересматривает смысл жизни и свое представление о человеческих ценностях. Решающим обстоятельством, влияющим на такое переосмысление, является жизнь, опыт человека и примеры других людей. Смысл жизни многие люди видят сегодня в интересной работе, в воспитании детей, в благополучии, в гуманизации общественных отношений, в построении по-настоящему демократического государства, деятельность которого была бы направлена на создание условий гармоничного развития человека, о чем свидетельствуют данные социологических исследований [23, с. 72].
В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами выделяются:
• готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение;
• устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации;
• проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;
• возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.
Результатом нравственного
становления подрастающего
• «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;
• отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;
• прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;
• отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь [16].
Ценностный характер моральных норм отчетливо прослеживается уже в их дефиниции: «Моральные нормы ‒ это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей…». В моральных нормах, по справедливому замечанию В.А. Василенко, «моделируется ценностная структура определенного вида поступков и отношений» [6, с. 146].
Таким образом, посредством нравственных оценок, с одной стороны, выражается отношение субъекта к существующей системе ценностей, а с другой ‒ возможность определить ценностное значение поступков, поведения индивида, соответствия их моральным нормам, принципам, идеалам.
Следующую ступень «ценностной пирамиды» занимают моральные понятия, представляющие собой высший уровень обобщения, к которым относятся добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др. Рассматриваемые понятия вырабатывались веками в совместной жизни людей как проявление определенных сторон моральных отношений, поэтому они являются общеупотребительными и распространенными. Одними из первых сформированных теоретических понятий общественного морального сознания стали добро и зло. Эти ценностные понятия нравственного сознания представляют собой форму отражения взаимодействия и взаимоотношений между людьми и носят исторически изменчивый характер. Через понятие «добро» может раскрываться ценность поступка; «добро» может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; наконец, «добро» (добродетель) может быть и моральным качеством личности.
Такое многозначное определение
понятия «добро» вытекает из самой
природы морали, которая пронизывает
собой все стороны
Добро и зло тесно связаны с другими моральными понятиями ‒ счастье, совесть, долг не могут быть адекватно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения, если у личности не сформировано правильное понимание добра и зла.
Несмотря на исторически изменчивый характер понятий добра и зла, суть их заключается в том, что под «добром» в любые времена и эпохи понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под «злом» - противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения [11, с. 74].
Другим ценностным понятием, носящим общий характер, является справедливость. В данном понятии, по очень точному замечанию М.Н. Руткевича, «фиксируется нравственное представление о том, что соответствует и что не соответствует господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет» [27, с. 119].
Особо значимым для человека является понятие «счастье». Среди множества определений данного феномена мы выбрали то, где подчеркивается его связь с понятием «ценность». «Счастье - ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства личности и бытия вообще». Аристотель считал, что счастье полнее всего раскрывается в деятельности, сообразующейся с высшей добродетелью души, и связано с участием в жизни государства, а не в телесных удовольствиях, развлечениях, бездельном времяпрепровождении. Согласно Аристотелю, люди могут быть счастливыми благодаря обучению и усердию [3, с. 303].
Ядро системы нравственных ценностей, по Т.И. Пороховской, составляют нравственные принципы, через которые раскрывается сущность моральной системы общества, ее социально-исторический смысл [25, с. 64]. Дробницкий считает, что они возникают тогда, когда появляется необходимость в более гибком и универсальном руководстве для человека, имеющем одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение, притом в самой обыденной ситуации. Нравственные принципы - это широко сформированные нормативные предписания, основополагающие «начала», сущностные законы. В них, с одной стороны, фиксируется сущность, «назначение» человека, раскрываются ему смысл и общая цель его многообразных действий, а с другой ‒ являются ориентирами для выработки конкретных решений на каждый день [9, с. 41].
«Моральный принцип, по мнению Л.В. Скворцов, ‒ не та или иная случайная мысль, пришедшая в голову отдельному индивиду, а признанная форма утверждения данной общественной структуры, данных общественных порядков как необходимых, как таких, в которых оказывается возможной собственная жизнь и позитивная деятельность индивида. В этом заключается их ценностная сущность» [29, с. 188].
Важную роль в сознании человека играет нравственный идеал. Под нравственным идеалом понимают «представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом»
Еще одно понятие, касающееся нравственной сферы ‒ «нравственная активность». Н.Д. Зотов, пишет: «Нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [13, с. 128]. Характеризуя нравственно активную личность, Н.Д. Зотов отмечает, что «это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, личность, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» [13, с. 5].
По мнению Л. И. Божович, нравственные убеждения являются частью мировоззрения личности и представляют собой устойчивую обобщенную систему взглядов на мораль [4, с. 203].
Эмоциональный компонент
нравственной сферы личности составляют
нравственные чувства и переживания.
Определение нравственных чувств, их
происхождение и связь с
С. Л. Рубинштейн указывает,
что человеку свойственно относиться
определенным образом к себе и
к тому, что его окружает. Чувство
человека ‒ это отношение его
к миру, к тому, что он испытывает
и делает, в форме непосредственного
переживания. Моральные чувства
соответствуют предметному
Е. П. Ильин нравственными
называет чувства, которые переживает
человек в связи с осознанием
соответствия или несоответствия своего
поведения требованиям
А. Г. Ковалева рассматривала совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственному поведению. Это отношение, по его мнению, может возникнуть только в результате глубокого уважения и принятия норм нравственности, как результат превращения объективных требований общества к поведению личности в личную потребность субъекта в определенном образе жизни [17, с. 23].
Б. И. Додонов классифицировал эмоции, которые придают ценность самому процессу деятельности человека, среди прочих выделил альтруистические эмоции, которые возникают на основе потребностей в содействии, помощи другим людям и проявляются в заботе, преданности, участии, жалости, нежности к близким. Под альтруистическим поведением понимается поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду [10, с. 74].
С. Л. Рубинштейн исследовал
поведенческую составляющую нравственной
сферы личности. Он отмечает, что
именно отношение к моральным
нормам может выступать в качестве
определяющего момента
Л. Н. Антилогова определяет нравственное поведения как ряд социально ценных поступков индивида по отношению к обществу, другим людям, в основе которых лежат нравственные мотивы, действия, регулируемые общественными нормами и совестью человека [2, с. 113].
1.3 Этапы формирования нравственности
В западной психологии наиболее
значимыми в области
Одно из направлений данного подхода определяется К. Гиллиганом как нормативный когнитивный подход. Сознательный выбор той или иной альтернативы при моральном поступке предполагает ориентацию субъекта деятельности на внутреннюю иерархическую систему ценностей. Но опора только на когнитивные составляющие морального сознания без учета личностных смыслов и иерархии мотивов деятельности человека не позволяет достаточно точно интерпретировать его поведение.
В рамках этого направления выделились два основополагающих принципа-ценности, которые используются при принятии решения, – принцип справедливости (Л. Колберг) и принцип заботы (К. Гиллиган).
Теория морального развития Л. Колберга.
Л. Колберг поставил вопрос – какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присущее каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.
Информация о работе Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи