Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:44, курсовая работа
На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.
Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.
Целью работы является изучение литературы, касающейся общения детей с разными темпераментами.
Задачи:
Изучить литературу о развитие детского общения
Изучить литературу о мотивах и потребностях в общении у детей.
Узнать о понятии темперамент и его происхождение и развитие.
Изучить литературу, касающуюся характеристики детей с разными типами темперамента.
Введение.
1.1. Детское общение, его развитие
1.1.1. Мотивы и потребности общения
1.1.2. Экстраверсия/Интроверсия
1.1.3. Темперамент. Его определение, происхождение
1.1.4. Развитие темперамента
1.1.5. Характеристика детей с разными типами темперамента
Заключение.
Список литературы.
У ребёнка возникает состояние фрустрации. А фрустрация, неудовлетворение важных потребностей, в том числе и потребности в общении, не проходит для ребёнка бесследно. Если маленького ребёнка лишить общения с матерью, он будет вялым, апатичным, перестанет испытывать интерес к окружающему. Будет тяжело развиваться речь. [4]
Как полагают некоторые учёные, девочки более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны, легче подвергаются фрустрациям, менее активны и не стремятся к лидерству. [19]
Так же потребность в общении у ребёнка вызвана следующим: в общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. [8]
Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других, человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении.
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими. Примечательно, что к естественной любознательности детей - дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. Под деловыми понимаются те мотивы, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи или проблемы. Под личными же понимают те мотивы, которые связанны с беспокоящими ребенка внутренними проблемами (ребёнок думает «хорошо ли я поступил?»). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.[8]
Экстраверсия/Интроверсия
Важным фактом в общении детей является психологическая адаптация. А конкретней – экстраверсия и интроверсия.
Способ адаптации выбирается
бессознательно еще в раннем детстве
и имеет биологические
Дети-экстраверты энергичны, активны, неусидчивы, поверхностно эмоциональны. Им важно, чтобы их слышали, болезненно переносят одиночество. Дети-интроверты же чувствуют себя комфортно, когда он один. Они медлительны, замкнуты, настойчивы, очень ранимы. На основе интроверсии образуются привычки, создается характер и образ жизни. Однако интровертам сложно быть «здесь и сейчас», принимать важные решения. [20]
Темперамент
Темперамент – хороший конь, но плохой наездник.
Гофмиллер
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. [7]
Совсем не случайно именно с изучения темпераментных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. [6]
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков организма» - крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. И опираясь на его учение Клавдий Гален, знаменитый врач античности, разработал типологию темпераментов, по его предположению тип темперамента зависит от преобладания одного из соков. Он выявил 13 типов темперамента, но в дальнейшем сократил их до четырёх: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желчь) и меланхолик (чёрная желчь). Эти типы темперамента используются до сих пор. [7]
Учение Павлова о типах
нервной деятельности имеет существенное
значение для понимания физиологической
основы темперамента. Правильное его
использование предполагает учет того,
что тип нервной системы
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. [9]
У темперамента (в его обычных психологических характеристиках) отсутствует единое содержание и единая система внешних проявлений. Поэтому попытки анализа его структуры приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Развитие темперамента
После рождения детей можно различать по следующему признаку, это степень реактивности при удовлетворении его биологических потребностей. В ответ на раздражитель новорожденные вздрагивают всем телом или только веками. Во время замены пелёнок некоторые младенцы кричат, а некоторые нет или одни интенсивно сосут молоко, а другие вяло. Эти различия реакций остаются и на других периодах детства.[15]
В дошкольном возрасте свойства темперамента хорошо проявляются во время игры, при общении со сверстниками и со взрослыми. Полностью свойства темперамента проявляются не сразу, а последовательно по следующим причинам: во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.
Но, всё - таки уже на ранних этапах детства можно выделить типические особенности. В обобщённом виде свойства темперамента выявляются достаточно рано и сохраняются до 7 лет. У детей нервная система слабая, ребёнок быстро истощается, у него пониженная работоспособность и повышенная возбудимость и чувствительность, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, на обычное спокойное замечание дети могут расплакаться или выкрикивать обидные слова. Повышенная возбудимость может возникнуть из-за эмоциональной перегрузки, например, на празднике, что приводит к разбалансированности поведения. Чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, необходимо определить для него допустимую силу стимула. [16]
Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при излишне сильной и продолжительной сосредоточении внимания малыша на каком-либо одном занятии: рисовании, рассматривании картинок. Как проявляется утомление? При утомлении у ребенка теряется интерес к работе, он становится апатичным, безынициативным, небрежным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. В этом случае нужно дать ребёнку немного передохнуть или чередовать разные виды деятельности, например, чередовать интеллектуальную и деятельную. К 7-8 годам жизни выносливость и работоспособность достигает максимума и в дальнейшем практически не изменяется.
До семи лет детям свойственна слабость возбудительных и тормозных процессов. Это проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, что задерживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Это поведение говорит о перегрузке нервной системы малыша и ему нужно отдохнуть. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах.
Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, развиваемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульс.
Второй вариант - слабость торможения. Это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.
В дошкольном возрасте уравновешенность
процессов возбуждения и
Характеристика детей с разными типами темперамента
Итак, как определить тип темперамента у ребёнка?
Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, поведения, его реакций на различные действия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация. Тип высшей нервной деятельности (ВНД) не определяет содержание его деятельности (строит, наблюдает за рыбками, ссорится). На тип ВНД укажет то, как он строит - спокойно или суетливо, может ли часами смотреть на плавающих рыб или срывается с места, не успев присесть у аквариума, пускает ли в ход кулаки, кричит или молча, отходит от обидчика.
Уже в первые дни жизни младенцы заметно отличаются друг от друга.. Существенные различия проявляются в том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. У детей более старшего возраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другими детьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливается слезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединиться к сверстникам; кто-то охотно уступает свои игрушки, а кто-то проявляет настойчивое стремление забрать все себе. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Различна реакция детей на нарушения привычного режима. Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяет поведения одних детей, и резко повлияют па поведение других. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. [2]
Это дети со слабой нервной системой, но это не обозначает их неполноценность. Они очень ранимые, надолго запоминают и переживают обиды и переживают их. Этим детям свойственна повышенная чувствительность. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Но таким детям присуще свойство эмпатии. Они чутко улавливаю настроение, отображенное в картинах, музыке. У этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый, как тормозной, так и возбудительный процесс. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Информация о работе Особенности общения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента