Особенности общения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:44, курсовая работа

Описание

На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.
Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.
Целью работы является изучение литературы, касающейся общения детей с разными темпераментами.
Задачи:
Изучить литературу о развитие детского общения
Изучить литературу о мотивах и потребностях в общении у детей.
Узнать о понятии темперамент и его происхождение и развитие.
Изучить литературу, касающуюся характеристики детей с разными типами темперамента.

Содержание

Введение.
1.1. Детское общение, его развитие
1.1.1. Мотивы и потребности общения
1.1.2. Экстраверсия/Интроверсия
1.1.3. Темперамент. Его определение, происхождение
1.1.4. Развитие темперамента
1.1.5. Характеристика детей с разными типами темперамента
Заключение.
Список литературы. 

Работа состоит из  1 файл

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Автосохраненный).docx

— 59.40 Кб (Скачать документ)

У ребёнка возникает состояние  фрустрации. А фрустрация, неудовлетворение важных потребностей, в том числе и потребности в общении, не проходит для ребёнка бесследно. Если маленького ребёнка лишить общения с матерью, он будет вялым, апатичным, перестанет испытывать интерес к окружающему. Будет тяжело развиваться речь. [4]

Как полагают некоторые учёные, девочки более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны, легче подвергаются фрустрациям, менее активны и не стремятся к лидерству. [19]

Так же потребность в общении  у ребёнка вызвана следующим: в общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. [8]

Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других, человек  получает возможность самооценки и  самопознания. Это стремление суть потребность в общении.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в  силу которых ребенок стремится  установить и расширить контакты с окружающими. Примечательно, что  к естественной любознательности детей - дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. Под деловыми понимаются те мотивы, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи или проблемы.  Под личными же понимают те мотивы, которые связанны с беспокоящими ребенка внутренними проблемами (ребёнок думает «хорошо ли я поступил?»). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.[8]

 

 

 

Экстраверсия/Интроверсия

Важным фактом в общении  детей является психологическая  адаптация. А конкретней – экстраверсия и интроверсия.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве  и имеет биологические предпосылки. Понятие экстраверсии – интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом Карлом Юнгом. Он по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально различных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости. Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение". [20,6]

Дети-экстраверты энергичны, активны, неусидчивы, поверхностно эмоциональны. Им важно, чтобы их слышали, болезненно переносят одиночество. Дети-интроверты же чувствуют себя комфортно, когда он один. Они медлительны, замкнуты, настойчивы, очень ранимы. На основе интроверсии образуются привычки, создается характер и образ жизни. Однако интровертам сложно быть «здесь и сейчас», принимать важные решения. [20]

 

 

Темперамент

Темперамент –  хороший конь, но плохой наездник.

Гофмиллер

Темперамент является одним  из наиболее значимых свойств личности. Это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. [7]

Совсем не случайно именно с изучения темпераментных признаков  начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. [6]

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх  основных «соков организма» - крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. И опираясь на его учение Клавдий Гален, знаменитый врач античности, разработал типологию темпераментов, по его предположению тип темперамента зависит от преобладания одного из соков. Он выявил 13 типов темперамента, но в дальнейшем сократил их до четырёх: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желчь) и меланхолик (чёрная желчь). Эти типы темперамента используются до сих пор. [7]

Учение Павлова о типах  нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической  основы темперамента. Правильное его  использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а "темперамент – это понятие  психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере  реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п. [12]

Итак, под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными  признаками, можно с достаточной  определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. [9]

У темперамента (в его обычных психологических характеристиках) отсутствует единое содержание и единая система внешних проявлений. Поэтому попытки анализа его структуры приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

  1. Активность – пассивность: проявления деятельности во всех сферах жизни, а также манера выполнять задания немедленно или откладывать на потом.
  2. Эмоциональность – безэмоциональность: частота и сила эмоциональных реакций в ответ на ситуации – стимулы.
  3. Первичная – вторичная функция: темпорально – энергетическая характеристика реакций человека. Люди с развитой первичной функцией импульсивны, но эффект быстро угасает. Преобладание вторичной функции, говорит о слабом реагировании на событие, но затем сила реагирования нарастает и эффект сохраняется надолго. [6,16]

 

Развитие темперамента

После рождения детей можно  различать по следующему признаку, это степень реактивности при  удовлетворении его биологических  потребностей. В ответ на раздражитель новорожденные вздрагивают всем телом или только веками. Во время  замены пелёнок некоторые младенцы кричат, а некоторые нет или  одни интенсивно сосут молоко, а  другие вяло. Эти различия реакций  остаются и на других периодах детства.[15]

В дошкольном возрасте свойства темперамента хорошо проявляются во время игры, при общении со сверстниками и со взрослыми. Полностью свойства темперамента проявляются не сразу, а последовательно по следующим причинам: во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.

Но, всё - таки уже на ранних этапах детства можно выделить типические особенности. В обобщённом виде свойства темперамента выявляются достаточно рано и сохраняются до 7 лет. У детей нервная система слабая, ребёнок быстро истощается, у него пониженная работоспособность и повышенная возбудимость и чувствительность, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, на обычное спокойное замечание дети могут расплакаться или выкрикивать обидные слова. Повышенная возбудимость может возникнуть из-за эмоциональной перегрузки, например, на празднике, что приводит к разбалансированности поведения. Чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, необходимо определить для него допустимую силу стимула. [16]

Сниженная работоспособность  ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену  раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при излишне сильной и продолжительной сосредоточении внимания малыша на каком-либо одном занятии: рисовании, рассматривании картинок. Как проявляется утомление? При утомлении у ребенка теряется интерес к работе, он становится апатичным, безынициативным, небрежным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. В этом случае нужно дать ребёнку немного передохнуть или чередовать разные виды деятельности, например, чередовать интеллектуальную и деятельную. К 7-8 годам жизни выносливость и работоспособность достигает максимума и в дальнейшем практически не изменяется.

До семи лет детям свойственна  слабость возбудительных и тормозных  процессов. Это проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, что задерживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Это поведение говорит о перегрузке нервной системы малыша и ему нужно отдохнуть. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах.

Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у  товарища, залезает в лужу, съедает  чужую конфету, хотя знает, что этого  нельзя делать. После совершения проступка  дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают  сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, развиваемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульс.

Второй вариант - слабость торможения. Это преждевременные  реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

В дошкольном возрасте уравновешенность процессов возбуждения и торможения отсутствует, т.к. процессы возбуждения  доминируют. И в связи с этим, ребёнок похож на холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.[11] 

 

Характеристика  детей с разными типами темперамента

Итак, как определить тип  темперамента у ребёнка?

Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, поведения, его реакций на различные  действия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация. Тип высшей нервной деятельности (ВНД) не определяет содержание его деятельности (строит, наблюдает за рыбками, ссорится). На тип ВНД укажет то, как он строит - спокойно или суетливо, может ли часами смотреть на плавающих рыб или срывается с места, не успев присесть у аквариума, пускает ли в ход кулаки, кричит или молча, отходит от обидчика.

Уже в первые дни жизни  младенцы заметно отличаются друг от друга.. Существенные различия проявляются в том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. У детей более старшего возраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другими детьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливается слезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединиться к сверстникам; кто-то охотно уступает свои игрушки, а кто-то проявляет настойчивое стремление забрать все себе. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Различна реакция детей на нарушения привычного режима. Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяет поведения одних детей, и резко повлияют па поведение других. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. [2]

  1. Дети - меланхолики.

Это дети со слабой нервной  системой, но это не обозначает их неполноценность. Они очень ранимые, надолго запоминают и переживают обиды и переживают их. Этим детям свойственна повышенная чувствительность. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Но таким детям присуще свойство эмпатии. Они чутко улавливаю настроение, отображенное в картинах, музыке. У этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый, как тормозной, так и возбудительный процесс. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Информация о работе Особенности общения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента