Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:44, курсовая работа
На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.
Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.
Целью работы является изучение литературы, касающейся общения детей с разными темпераментами.
Задачи:
Изучить литературу о развитие детского общения
Изучить литературу о мотивах и потребностях в общении у детей.
Узнать о понятии темперамент и его происхождение и развитие.
Изучить литературу, касающуюся характеристики детей с разными типами темперамента.
Введение.
1.1. Детское общение, его развитие
1.1.1. Мотивы и потребности общения
1.1.2. Экстраверсия/Интроверсия
1.1.3. Темперамент. Его определение, происхождение
1.1.4. Развитие темперамента
1.1.5. Характеристика детей с разными типами темперамента
Заключение.
Список литературы.
Имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Имеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Им свойственна низкая эмоциональность, скудная мимика лица. Эти дети обладают высокой работоспособностью, умеют выполнять работу с тщательностью, могут долго концентрировать внимание на выполнении задания, например, долгое время, следить за интересующим их предметом. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - "тихони". Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным.
Обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Характерно преобладание хорошего настроения. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям, испытывают и проявляют при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. [17,10,2]
Заключение
В данной работе была рассмотрена литература по детскому общению и характеристикам темперамента у детей. И можно сделать выводы по поставленным ранее задачам.
По мнению авторов в детском общении, прежде всего, бросается их яркая эмоциональность. Дети просто не могут вести себя спокойно, им нужно бегать прыгать. Но у детей не сразу возникает желание общаться со сверстниками. Но затем в их жизнь неотрывно входят другие ребята. И, как известно, малыши подвержены эмоциональному заражению со стороны окружающих, происходит процесс идентификации, они чувствуют и переживают то состояние, которое переживают другие. Это важный факт, который необходимо знать.
По мнению Кулагиной И.Ю. и Колюцкого В.Н. потребность в общении у ребёнка появляется рано, в младенчестве. Он начинает улыбаться маме и радоваться при её появлении. Это общение со взрослыми создаёт у ребёнка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для его развития. И, как чситает Немов Р.С. Так же потребность в общении у ребёнка вызвана следующим: в общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. В старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. Деловые - мотивы, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи или проблемы. Личными - мотивы, которые связанны с беспокоящими ребенка внутренними проблемами. Затем к этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков.
Учёные выявили, что темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков организма» - крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. И опираясь на его учение Клавдий Гален, знаменитый врач античности, разработал типологию темпераментов, по его предположению тип темперамента зависит от преобладания одного из соков. Он выявил 13 типов темперамента, но в дальнейшем сократил их до четырёх: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желчь) и меланхолик (чёрная желчь). Эти типы темперамента используются до сих пор. [7]
Опираясь на мнение Столяренко Л.Д. и Самыгина С.И. в дошкольном возрасте свойства темперамента хорошо проявляются во время игры, при общении со сверстниками и со взрослыми. У детей нервная система слабая, ребёнок быстро истощается, у него пониженная работоспособность и повышенная возбудимость и чувствительность, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, на обычное спокойное замечание дети могут расплакаться или выкрикивать обидные слова. Повышенная возбудимость может возникнуть из-за эмоциональной перегрузки, например, на празднике, что приводит к разбалансированности поведения.
Из изученной литературы можно выделить следующее: темперамент неразрывно связан с психической деятельностью. Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека - в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.
А общение детей - дошкольников зависит от темперамента на прямую. Именно в зависимости от индивидуальных своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности, зависит манера поведения и общения ребёнка.
Выяснилось, что дети – сангвиники очень общительны и дружелюбны, всегда расположены к контактам, но ввиду своей живости могут плохо слушать и перебивать. Любят шумные игры, связанные с двигательной активностью. Что касается детей – холериков, то их вспыльчивый и несдержанный нрав, заставляет всех быть осторожными по отношению к ним. Эти дети общительны, но практически лишены альтруизма и эмпатии. Дети – меланхолики, наоборот, не общительны, предпочитают находиться в стороне от других. Или выбирают себе очень тесный круг общения. Эти дети очень тихие и ранимые, могут обижаться на собеседника из-за пустяков или даже просто из-за хмурого лица могут заплакать. И, наконец, дети – флегматики. Это дети не общительные, другим детям очень трудно приспособится к ним и сами они тяжело сходятся с другими. Предпочитают одиночные игры.
Взрослым очень важно
знать особенности своих детей,
чтобы не возникало проблем с
воспитанием. Свойства темперамента, присущие
ребенку, влияют на отбор малышом
соответствующих раздражителей. Одни
ребята стремятся к новым
Список литературы
Интернет источники:
Информация о работе Особенности общения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента