Особенности отношений к значимому другому в семьях с детьми и без со стажем супружеской жизни от 3 до 5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности отношений к значимому другому в семьях с детьми и без них со стажем супружеской жизни от 3 до 5 лет
Задачи исследования:
- изучить особенности отношений к значимому другому в контексте различных психологических теорий;
- провести эмпирическое исследование особенности отношений к значимому другому в семьях с детьми и без них со стажем супружеской жизни от 3 до 5 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ проблемы отношений в психологии…
1.1. Категория отношений в отечественной психологической традиции………
1.2. Психологические проблемы современной семьи………………………
1.3. Проблема Другого в творчестве М.М. Бахтина………………..
1.4. Специфика межличностных отношений в семье………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей отношений к значимому другому в семьях с детьми и без со стажем супружеской жизни от 3 до 5 ………
2.1. Описание программы исследования……………………………………..
2.2. Интерпретация полученных результатов…………………………………
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….......…

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

   Приемлемо и соревнование между членами  семейного союза, если оно направлено на достижение действительно нужных и полезных для семьи и для общества целей. Однако наличие семейной «состязательности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей. Такая «состязательность» может даже переходить в конкуренцию. А при конкуренции ни о чем хорошем говорить не приходится. Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что кажется нам малым и незначительным, ибо она, однажды возникнув, уничтожает здоровую семью. В такой семье в итоге остается лишь антагонизм, непримиримые противоречия, отдаляющие членов семьи друг от друга.

     И конкурентные, и антагонистические  отношения пагубны для семьи  в целом. Но еще страшнее  они сказываются на детях, которые  в подобной семье сталкиваются  с целым рядом моментов, препятствующих нормальному формированию личности. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни детей может быть сведен к следующему.

   Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений.

   Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.

   В-третьих, резко возрастает риск нервно-психических  заболеваний детей.

   В-четвертых, снижается способность ребенка  к адаптации.

   В-пятых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения.

   В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд  нравственных общечеловеческих норм.

   В-седьмых, у него очень часто формируются  противоречивые чувства к своим  родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.

   Характеристикой семейных отношений является их стиль. С.В. Ковалев выделяет три основных стиля взаимоотношений – попустительский (либеральный), авторитарный и демократический [4].

   При попустительском стиле взаимоотношений  в семье наблюдаются отстраненность и отчужденность членов семьи  друг от друга, их полное безразличие  к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. На другом полюсе – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное равноправие всех участников семейного союза.

   Очевидно, что удовлетворенность супругов общением в значительной степени зависит от степени совместимости их ценностей и норм общения. Не вызывает сомнения, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость, отрицательные черты характера являются плохими спутниками полноценного семейного общения.

   Неумение, как и нежелание, построить нормальное общение между супругами неминуемо ведет к ухудшению отношений в семье. При хороших взаимоотношениях мужу и жене легко объективно оценить возникшую проблему, сообща найти разумный выход. Прочные отношения в семье способны выдержать несовпадение мнений, настроений и состояний. При хороших взаимоотношениях возрастает удовлетворенность супружеским общением.

   Неумение  общаться способно убить любовь, разрушить  семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого даже вопреки несовпадению позиций. Только таким образом можно сохранить желание и интерес супругов к мыслям и чувствам брачного партнера, достичь подлинной гармонии в семейной жизни.

   Очевидно, что в полноценном общении  в семье нуждаются также и  дети. Многочисленные исследования показывают, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении  появляется у младенца, которому нет и двух месяцев. Начиная с пяти месяцев, общение ребенка становится избирательным и остается таковым на всю жизнь. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослых, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола.

   Американские  исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович  в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни  обнаружили десять наиболее важных отличий  между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

   1) не думают одинаково по многим  вопросам и проблемам;

   2) плохо понимают чувства другого;

   3) говорят слова, которые раздражают  другого;

   4) часто чувствуют себя нелюбимыми;

   5) не обращают внимания на другого супруга;

   6) чувствуют неудовлетворенную потребность  в доверии;

   7) ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;

   8) редко делают комплименты друг  другу;

   9) вынуждены часто уступать мнению  другого;

   10) желают большей любви.

   По  мнению С.В. Ковалева, для счастья  семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических  условий [5]:

   - нормальное бесконфликтное общение;

   - доверительность и эмпатия (действенное  сочувствие другому, эмоциональный  отклик на его неблагополучие, побуждающий к действию в его пользу);

   - понимание друг друга;

   - нормальная интимная жизнь;

   - наличие дома – не жилплощади, а места, где может отдохнуть  от сложностей жизни и семья  в целом, и каждый в отдельности.

   Полученные  данные позволяют сформулировать определенные условия семейной жизни: стремление к ликвидации возможных противоречий; умение смотреть на события и обстоятельства с позиций другого; высокая культура общения; постоянный учет взглядов и мнений другого; неустанная демонстрация любви; подлинное доверие друг к другу; высокая степень взаимопонимания, взаимоуступчивости и взаимовосхищения.

     Отечественными учеными был выведен  «портрет» счастливой пары.

   Муж в этой семье лишь на несколько  лет старше жены, но более образован.

   В брак супруги вступили по любви, стремясь к нежности и ласке, желая иметь  детей и свой дом.

   Жилищные  условия в первые годы брака были чуть лучше, чем у большинства.

   С самого начала отказались от опеки  родителей.

   Своим достатком вполне удовлетворены. Совместно  планируют расходы.

   Домашние  расходы ведут поровну, взаимно  обеспокоены тем, что другой супруг слишком загружен домашней работой.

   Весьма  умеренны в курении и употреблении спиртных напитков.

   Имеют двух детей (если одного, то хотят иметь  не меньше двух).

   Не  расходятся во взглядах на воспитание и высоко оценивают друг друга  как семейных педагогов.

   Досуг предпочитают проводить только вместе и вполне удовлетворены им. Если супругам случается отдыхать порознь, обязательно информируют друг друга  о том, что делали и выражают озабоченность  загруженностью партнера.

   Удовлетворены своей внешностью, констатируют сходство характеров. С самого начала брака ответственны перед другим и повышенно требовательны к себе.

   Иногда  конфликтуют в основном из-за воспитания детей, загруженности и неаккуратности друг друга, но с каждым годом все  реже и реже.

   Жена дорожит общественным положением и образованием мужа, считая их высокими. Муж в свою очередь доволен внешним обликом жены. Оба супруга находят друг друга такими же привлекательными, как и раньше, взаимно считают друг друга весьма похожими на юношеские идеалы.

   До  сих пор взаимно признаются в  любви.

   Взаимно поддерживают друг друга во всех начинаниях.

   Обладают  высокой культурой общения. Уравновешены, взаимно уступчивы, честны, тактичны, нежны, ласковы, доверчивы. Почти не критикуют друг друга.

   Не  ревнивы, не мелочны, умеют сочувствовать и сопереживать, поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

   Доброжелательны и отзывчивы на горе и заботы партнера. В то же время хорошо умеют разделить  с ним радость.

   Взаимно удовлетворены интимными отношениями.

   Супруги уверены в порядочности друг друга, не испытывают никаких подозрений.

   Семья выполняет функцию психологического убежища – места снятия напряжения и создания эмоционально-психологического комфорта.

   По  мнению С. Ковалева, все относительно неблагополучные семьи можно  разделить на три типа – конфликтные, кризисные и проблемные [4].

   К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между  супругами имеются сферы, где  их интересы, потребности, намерения  и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

   К кризисным супружеским союзам относят  такие, где противостояние интересов  и потребностей супругов носит особенно резкий характер и захватывает важные характеристики семьи.

   К проблемным супружеским союзам относят такие, перед которыми возникли особенно трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и пр. Однако объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяется социально-психологическим климатом и удовлетворенностью взаимоотношениями друг друга. 

   Выводы  по первому разделу 

    1. Таким образом, отношения и установки это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологический понятий.

    2. Таким образом, при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и это, в конечном итоге, может стать источником формирования наркомании, то есть неблагополучная семья является одним из основных факторов развития детской наркомании.

    3. Таким образом, за последнюю четверть XX в. бахтиноведение превратилось в самостоятельную отрасль гуманитарного знания, изучающую не только современное литературоведение, но и весь комплекс гуманитарных наук. Эстетико-философская концепция личности Бахтина стала подлинной методологией современного гуманитарного знания.

    4. Таким образом, неумение общаться способно убить любовь, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого даже вопреки несовпадению позиций. Только таким образом можно сохранить желание и интерес супругов к мыслям и чувствам брачного партнера, достичь подлинной гармонии в семейной жизни. 

 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бахтин  М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г.Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
  3. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 180 с.
  4. Ковалев С.В. - Психология семейных отношений. - М., 1987. - 465 с.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. – 444 с.
  6. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники. // Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1. - С. 31 - 48.
  7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990. - № 3 - С. 17 - 25.
  8. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В.К. Мягер и Р.А. Зачепицкого. — Л., 1978. — С. 13 — 20.
  9. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской. — Л., 1983. — С. 21 — 26.
  10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: «ИПП», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 366 с.
  11. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А.А) - М.: Модэк МПСИ, 2004. – 345 с.
  12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. – 238 c.
  13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 289 c.
  14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. – 234 с.
  15. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  16. Сидоренко А.А. Методы математической статистики в психологии. - М., 1998. - 358 с.
  17. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С. 105 – 115.
  18. Терехин В.А. Семья и общество. - Ростов-на-Дону: Знание, 1989.-178 с.

Информация о работе Особенности отношений к значимому другому в семьях с детьми и без со стажем супружеской жизни от 3 до 5 лет