Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами игры будет эффективно при условии:

- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психологические основы игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………
6
1.1. Особенности развития психики детей дошкольного возраста…………………………………………………….
6
1.2. Психологические основы игры…………………………... 9
1.3. Классификация игр……………………………………….. 13
1.4. Игра, как вид деятельности………………………………. 16
Глава 2. Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры…………………………………………………..
19
2.1. Значение роли и воображаемой ситуации в мотивации игровой деятельности дошкольников................................
19
2.2. Взаимоотношения детей дошкольного возраста в ситуации игры……………………………………………...
22
Заключение ………………………………………………………………… 25
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-чистовик.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)
  СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение   ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психологические основы игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………  
6
  1.1. Особенности развития психики детей дошкольного возраста…………………………………………………….  
6
  1.2. Психологические основы игры…………………………... 9
  1.3. Классификация игр……………………………………….. 13
  1.4. Игра, как вид  деятельности………………………………. 16
Глава 2. Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры…………………………………………………..  
19
  2.1. Значение роли и воображаемой ситуации в мотивации игровой деятельности дошкольников................................  
19
  2.2. Взаимоотношения детей дошкольного возраста в  ситуации игры……………………………………………...  
22
Заключение  ………………………………………………………………… 25
Список  литературы ……………………………………………………….. 27
Приложения   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Игра по праву заняла в детском саду большое место. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной деятельностью ребёнка. Это выражается не только в том, что ребёнок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемые в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их  конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребёнок придаёт им в игре. Ребёнок отдаётся игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие.

     В 40-е года ХХ в. под руководством профессора А. Н. Леонтьева были проведены экспериментальные исследования, выяснившие значение игры для развития некоторых психически процессов.

     З. М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия, для того чтобы перед ребёнком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий.

     З. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

     А. В. Запорожцем и Я. З. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребёнка дошкольного возраста.

     Кроме того, проводилось сравнительное  исследование игр у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития. Г. Трошин, указывал, что у детей с недостаточным интеллектуальным развитием игра не достигает того уровня, который типичен для детей с нормальным ходом умственного развития; чем ниже уровень интеллектуального развития детей, тем на более низком уровне находится и их игра.

     Эти факты свидетельствуют о том, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в неё непосредственно  включены (воображение, мышление), но и  для таких, которые связаны с ней косвенно, как, например, память.

     Большое значение игры в развитии личности дошкольника определяется тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре благодаря тому, что игра поднимает личность ребёнка, его сознание на новую ступень развития. Ребёнок в игре осознаёт  своё Я: учится желать и подчинять желанию свои мимолётные  эффективные стремления; учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

     Актуальность нашей темы «Психологические основы игры» вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия  игры на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

     На  основании выше изложенного можно сформулировать проблему, которая заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

     Определение актуальности и выделение проблем позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: выявить эффективность применения игр на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

       Объект исследованияпроцесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

       Предмет исследованияигровые средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

     Исходя, из этого можно сформулировать следующую  рабочую гипотезу: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами игры будет эффективно при условии:

     -  систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;                             

     - учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

     Из  поставленной гипотезы вытекают следующие  задачи:

  1. Изучить психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
  2. Изучить особенности развития психики детей дошкольного возраста;
  3. Раскрыть игру, как вид деятельности и изучить её классификацию.
  4. Изучить опыт работы по проблеме педагогов и психологов о роли и воображаемой ситуации: их значении в мотивации игровой деятельности дошкольников;
  5. Выявить особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в ситуации игры;

     В исследовании использовались следующие  методы:

  • теоретический анализ психологической и методической литературы по исследуемой проблеме;
  • социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики).

     ГЛАВА 1.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

    1. Особенности развития психики  детей дошкольного  возраста
 

     Педагогов и психологов на протяжении многих лет интересует вопрос, что такое развитие и чем оно характеризуется.

     Развитие, прежде всего, характеризуется качественными  изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки  развития. Наиболее  важные среди них: дифференциация,  расчленение ранее бывшего  единым элемента;  появление новых сторон, новых  элементов  в самом  развитии;  перестройка  связей между сторонами  объекта. 

     Л. С. Выготский различал: реформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление  достигнет (эмбриональное развитие, физическое развитие - от рождения к старению).

     Непреформированный  путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному  и достигают разных уровней развития. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества.  В этом особенность детского развития. Л. С. Выготский писал: «В развитии ребенка, то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка» [6, с. 83].

     Все психические процессы - это особые формы предметных действий. В отечественной психологии произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия, благодаря формированию способов и средств ориентации. Сама ориентация в дошкольном возрасте осуществляется на разных уровнях: материальном (или практически-действенном), перцептивном (с опорой на наглядные предметы) и умственном (без опоры на наглядные предметы, в плане представления). 
        А. В. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в самом простом движении у ребенка есть фаза подготовки и фаза реализации. Возникновение фазы подготовки в предметном действии повышает его эффективность.

     Условием возникновения  и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и содержания детской деятельности. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. 
          Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе, и очень важно еще раз подчеркнуть, что своеобразие развития ребенка заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

     Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в экспериментальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, - мыслительной ориентировкой. Словом, той, которую позднее Н. Н. Поддьяков назвал «детским экспериментированием». 
         В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления.

     А. В. Запорожец и Я. З. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения.  
      На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от «требуемого курса», а его отрицательные последствия уже получают негативную социальную оценку. 
      В дальнейшем, по мере того, как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной – опережающей эмоциональной коррекции действий.          
         Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Очень важен стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. 

Информация о работе Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры