Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами игры будет эффективно при условии:

- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психологические основы игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………
6
1.1. Особенности развития психики детей дошкольного возраста…………………………………………………….
6
1.2. Психологические основы игры…………………………... 9
1.3. Классификация игр……………………………………….. 13
1.4. Игра, как вид деятельности………………………………. 16
Глава 2. Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры…………………………………………………..
19
2.1. Значение роли и воображаемой ситуации в мотивации игровой деятельности дошкольников................................
19
2.2. Взаимоотношения детей дошкольного возраста в ситуации игры……………………………………………...
22
Заключение ………………………………………………………………… 25
Список литературы ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-чистовик.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре.

     Характер  взаимоотношений детей зависит  от формы организации игровой  деятельности, взаимодействий в ней. Игры «рядом», индивидуальные и совместные выполняют различные функции в педагогическом процессе, различаясь, прежде всего уровнем взаимодействий. Положительные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействий, обусловленном содержанием игры, личными склонностями и интересами детей.

     Но  наряду с этим на характер взаимоотношений  влияет уровень воспитанности нравственных чувств детей - степень овладения  нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др. Следовательно, не всегда «хорошая», т. е. содержательная, игра обусловливает хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот - в малосодержательной, бедной в нравственном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликтные отношения детей. Другое дело, что такие взаимоотношения не оказывают развивающего влияния на ребенка. Поэтому очень важно знать, как и при каких условиях, самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

                В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности  ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Важнейшей особенностью детской игры является, прежде всего, преодоление натуралистических и «глубинных» теорий игры.

     Игра особый тип деятельности ребенка, воплощающего в себе своё отношение к окружающей, социальной действительности и имеющий своё специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий.

       Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий  развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Она формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.

     Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

     Во  второй главе подчёркивалось, что  для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия. Действия, совершаемые детьми в игре, подчинены разыгрываемому сюжету и роли. Их выполнение не является само по себе целью, они имеют всегда служебное значение, лишь реализуя роль, носят обобщенный, сокращенный и цельный характер, и чем старше дети, тем более свернутыми и условными они являются. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений.

     Игра  для детей дошкольного возраста – своеобразная форма общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.            

     На  основе изучения опыта педагогов  – новаторов мы подтвердили выдвигаемую нами гипотезу: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами игры будет эффективно при условии:

     -  систематического использования  игровых методов и приемов  в образовательном процессе;                             

     - учета возрастных и психологических  особенностей детей дошкольного  возраста;

     Игра является наиболее свободной деятельностью ребёнка. Это выражается не только в том, что ребёнок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемые в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их  конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребёнок придаёт им в игре. Ребёнок отдаётся игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие.

     Игра  как психологическая проблема дает еще очень много фактов для  научной мысли, еще много предстоит  открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле. 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. Изд. 2-е. –  М.-Л., 1931.
  2. Блонский П.П. Педология. – М., 1934.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка. (На правах рукописи). – М.-Л., 1931.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983, с. 641.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  9. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М., 1973.
  10. Лисина М.И. Общение ребёнка со взрослыми как деятельность. – В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. / Ред. – сост. М.И. Лисина. М., 1974.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
  12. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6 – 7 лет. М., 1992.
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996 – 374 с.
  14. Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  15. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  16. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.
  17. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М., 1946.
  19. Сикорский А.И. Воспитание в возрасте первого детства. – Спб., 1884.
  20. Славина А.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
  21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под. Ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1984.
  22. Ушинский К.Д. История воображения // Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2.
  23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.-Л., 1950. Т. 8.
  24. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. Москва «Просвещение» 1984.
  25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
  26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  27. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры  / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966 а.
  28. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. - № 7. – С. 19 – 28.
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте / В кн.: Психология личности и деятельности дошкольников. – М., 1965.
  30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Информация о работе Особенности поведения детей дошкольного возраста в процессе игры