Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:10, реферат
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.
Введение 4
Глава 1
Особенности поведения и общения младшего школьного возраста
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 7
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 9
Глава 2
Особенности поведения и общения старшего школьного возраста
2.1 Особенности общения старшеклассника 13
2.2 Особенности поведения старшего школьного возраста 17
Заключение 21
Библиографический список использованной литературы 23
Оглавление:
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.
С рождения
ребенка его общение с
По мнению М. И. Лисиной1, потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяца. От рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления, в дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.
Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов потребностей. В онтогенезе от первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникает следующие виды мотивов, на основе которых выделяются разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.
Органические мотивы – это потребности организма, для постоянного удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми. Познавательные мотивы – предполагают общение ради познания, удовлетворения любопытства. Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетания потребности в познании и движении, а позднее – в конструировании. Игра становится источником не только этих, но еще одной группой мотивов – деловых. М. И. Лисина2 считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.
Три названые группы мотивов доминируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда появляются способность и потребность в самопознании и самосовершенствовании. Это обычно связано с началом подросткового возраста. Когда старшие школьники задумываются над своей будущей профессией, у них появляется последняя группа мотивов общения, встречающихся в детстве, - профессиональные.
Развитие мотивационной сферы общения в течении детства, добавление к прежде действовавшим мотивам новых ведет дифференциации видов общения и расширяет возможности для воспитания личности.
Наряду с развитием видов общения в онтогенезе идет процесс совершенствования средств общения. Считается, что у детей имеются три основные виды средств общения: экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные и речевые. На протяжении первых 7 лет жизни возникают, дополняя друг друга, 4 основные формы общения: ситуативно-личностная (первое полугодие жизни), ситуативно-деловая (от 6 месяцев до 2 лет), внеситуативно - познавательная (от 3 до 5 лет), и внеситуативно - личностная (от 5 до 7 лет).
Содержанием общения, которая служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеал, цели и смысл жизни. Меры их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Структура общения состоит из трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. (приложение 1)
Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация
в узком смысле слова, состоит
в обмене информации между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона
заключается в организации
Ребенок,
посещающий начальную школу, психологически
переходит в новую систему
отношений с окружающими его
людьми. Живя среди тех же близких,
в том же пространстве, называемом
«дом», он начинает чувствовать, что
его жизнь принципиально
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.
Общение
становится особой школой социальных
отношений. Ребенок пока бессознательно
отрывает от себя существование разных
стилей общения. Также бессознательно
он пробует эти стили, исходя из своих
собственных волевых
1) активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивный;
2) активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адекватная форма социального нормативного реагирования;
3) активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;
4) активно включаемый. Адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;
5) пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадекватная форма социального реагирования.
При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, но с уважением смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений.
При активно
включаемом адекватно нелояльном, агрессивном
типе общения ребенок совершает
эмоциональный речевой или
При активно включаемом адекватном нелояльном, игнорирующем типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии. При пассивном не включенном типе поведения никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе.
Ребенок
младшего школьного возраста находится
в большой эмоциональной
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить поступками и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Благодаря
исследованиям, проведенным Ж. Пиаже,
мы имеем представления о том,
как дети разного возраста судят
о нормах морали, каких нравственно-оценочных
суждений они придерживаются. Установлено,
что в период жизни от 5 до 12 лет
представления ребенка о
Реалист
мыслит категориями авторитета и
полагает, что законы нравственности
установлены властью и
Находясь
на стадии нравственного реализма,
и играя друг с другом, дети верят
в то, что существует лишь одно истинное
правило игры; дети – релятивисты
признают, что правила игры можно
изменять и с общего согласия готовы
принять новые правила. В период
нравственного реализма дети судят
о действиях людей по их следствиям,
а не по намерениям. Для них любой
поступок, приведший к отрицательному
результату. Является плохим независимо
от того, совершен он случайно или преднамеренно,
из плохих или хороших побуждений.
Более старшие дети-
Информация о работе Особенности поведения и общения младшего и старшего школьного возраста