Дифференциация
внешней и внутренней жизни ребенка
связана изменением структур его
поведения. (приложение 2) Появляется смысловая
ориентировочная основа поступка –
звено между желанием что-то сделать
и разворачивающимися действиями. Это
интеллектуальный момент, позволяющий
более или менее адекватно
оценить будущий поступок с точки
зрения его результатов и более
отдаленных последствий. Но одновременно
это и момент эмоциональный, поскольку
определяется личностный смысл поступка
– его место в системе отношений
ребенка с окружающими, вероятные
переживания по поводу изменения
этих отношений. Смысловая ориентировка
в собственных действиях становится
важной стороной собственной жизни.
В то же время она исключает
импульсивность и непосредственность
поведения ребенка. Благодаря этому
механизму утрачивается детская
непосредственность: ребенок размышляет,
прежде чем действовать, начинает скрывать
свои переживания и колебания, пытается
не показывать другим что ему плохо.
Ребенок внешне уже не такой, как
«внутренне», хотя на протяжении младшего
школьного возраста еще будут
в значительной мере сохраняться
открытость, стремление выплеснуть все
эмоции на детей и взрослых, сделать
то, что сильно хочется.
Чисто кризисным
проявлением дифференциации внешней
и внутренней жизни детей обычно
становится кривляние, манерность, искусственная
натянутость поведения определенная
самостоятельность и независимость.
Настойчивость и упорство, даже упрямство,
целеустремленность и, в связи с
этим повышенная познавательная активность.
Эти внешние особенности так
же, как и склонность к капризам,
адекватным реакциям, конфликтам начинают
исчезать. Когда ребенок выходит
из кризиса и вступает в новый
возраст.
Глава 2
Особенности поведения и общения
старшего школьного возраста
2.1 Особенности общения старшеклассника
Отличительная особенность
детей подросткового и юношеского
возраста это их тяга к общению
со сверстниками и, как следствие
этого, некоторая социально-психологическая
изолированность от взрослых, сопровождающаяся
образованием не больших замкнутых
групп друзей, живущих автономной,
обособленной жизнью. Как можно эту
естественную тягу подростков и юношей
к межличностному одновозрастному
общению употребить с максимальной
пользой для их воспитания? Для
нахождения ответа на этот вопрос необходимо
выяснить 3 вещи: каковы потребности
детей, побуждающие их к общению
друг с другом именно в этом возрасте;
каковы воспитательные задачи, которые
можно решить с помощью такого
общения; каковы возможности групп
подростков и юношей в решении
этих задач.
Замкнутые возрастные
группировки, психологически изолированные
от взрослых, подростки и юноши
образуют потому что волнуют вопросы,
которые ни с кем, кроме сверстников,
они не могут обсудить открыто. У
детей этого возраста имеется
много специфических интересов,
удовлетворить которые они не
в состоянии только в непосредственном
общении друг с другом, так как
для взрослых их дела могут оказаться
не интересными и не заслуживающими
внимания. Среди этих вопросов и
интересов не мало таких, которые
имеют большое значение для личностного
развития детей данного возраста.
Через общения организуемое со сверстниками,
подростки и юноши усваивают
жизненные цели и ценности, нравственные
идеалы, нормы и формы поведения.
Пробуя себя в контактах друг с
другом, в совместных делах, в различных
ролях, они усваивают
ролевые формы поведения, формируют и
развивают у себя деловые качества, обучаются
руководить и подчиняться, быть организаторами
дела и исполнителями. Общение в этом возрасте
является важнейшей школой самовоспитания,
которому подростки и юноши уделяют большое
внимание.
Для того чтобы
имеющиеся в общении возможности
были максимально реализованы детьми,
необходимо чтобы они как можно
больше взаимодействовали не только
между собой, но и со взрослыми
в самых разных делах и ситуациях.
Желательно, чтобы такие естественно
образующие группировки детей были
на виду у взрослых, но не для того,
чтобы вмешиваться в их дела, а
стой целью, чтобы психологически и
педагогически умело руководить
ими, усиливая их положительное воспитательное
влияние. Такие группы, в частности,
можно использовать для организации
школьного ученического самоуправления,
для решения воспитательных задач.
Взрослые, время от времени включающие
в общение с детьми могут принести
им ощутимую пользу. Ребенок этого
возраста на самом деле очень нуждается
в помощи взрослых, хотя сами могут
этого осознавать, более того –
не стремиться и не искать этой помощи.
Дети часто не в состоянии найти
правильные ответы на те вопросы, которые
их волнуют и которые они между
собой активно обсуждают.
Доминанте
юношеского типа общения соответствует
появление нового типа диалога,
специфичного для юношеского
типа общения – исповедного.
Юношескому типу свойственны
все остальные виды диалога
– информационный, дискуссионный.
Для юношеского
общения типичны состояния ожидания,
поиска в наличии дружеского общения
со сверстниками своего и противоположного
полов. В старших классах дружеское
общение становится типичным. Лишь
13 % юношей и 24 % девушек, заполняя опросный
лист, указывают, что у них нет
близких друзей своего пола. Друзья
противоположного пола есть у 43 % юношей
и 58 % девушек. Старшеклассники одновременно
могут входить в несколько
групп: небольшую приятельскую (5-6 человек),
большую компанию (12-15 человек). Для общения
в этих группах характерно то, что предмет
их занятий выступает лишь как повод, фон
общения. Содержание общения этих групп
не совпадает.
Содержание общения
старшеклассников совершенно явно связано
с той жизнедеятельностью, в которую
включены юноши и девушки в
воспитательных коллективах. От содержания,
интенсивности. Привлекательности
и форм ее организации зависит
объем и интенсивность общения
старшеклассников.
Круг общения
старшеклассников растет за счет включения
в него все большего числа сверстников
противоположного пола. Общения между
юношами и девушками имеет
довольно интенсивный и регулярный
характер. Общение между юношами
и девушками на товарищеском уровне
происходит главным образом в
тех коллективах, в которые входят
старшеклассники. Содержание этого
общения, его интенсивность определяется
во многом жизнедеятельностью коллектива,
формами ее организации. Приятельское
общение может складываться и
за пределами коллектива. Оно основывается
на избирательности предпочтений. Развитость
приятельского общения в различных
коллективах не одинакова: в одних
– ее практически нет, в других
– она очень интенсивна. Включенное
наблюдение показало, что оно связано
либо с содержанием жизнедеятельности
коллектива, либо со спецификой состава
класса и внешкольных связей учащихся.
Приятельское общение порой возникает
как эпидемия: стоит в классе или
в группе появиться такому общению
у лидера или привлекательного члена
коллектива, как приятельскому общению
начинают стремиться и другие члены
класс, группы.
Около 13 % старшеклассников
почти не общаются со сверстниками
противоположного пола. Объясняется
это по-разному: отсутствием интереса
(в силу уровня развития), не достатком
активности, не уверенностью в успехе.
Одновременно выделяется группа старшеклассников,
которая общается только со сверстниками
другого пола. Чаще всего это юноши и девушки,
у которых не сложилось общение со сверстниками
своего пола.
Не большое
число старшеклассников (около 3 %) общаются
с ребятами моложе себя. Среди друзей
своего пола юноши называют 3 % ребят
младших по возрасту, девушки – 2
% . Среди друзей и приятелей старшеклассников
резко увеличивается число тех,
с кем они не учатся вместе и
не связаны территориальной близостью.
Круг общения
старшеклассников расширяется и
за счет включения в него взрослых
людей. Стремление к общению со взрослыми
свойственно уже 70 % старшеклассников,
при этом особенно растет необходимость
общения с родителями. Около трети
юношей и девушек хотели бы иметь
больше родительских советов по важным
для них вопросам. Смысл доверительного
общения со взрослыми для старшеклассников
состоит главным образом не в
получении от них той или иной
информации, а в возможности найти
понимание своих проблем, сочувствие
и помощь в их решении.
В старших классах
происходят изменения в ориентации
на предпочитаемые места общения. Достигает
максимума число юношей и девушек,
ориентированных на общение дома
и в школе (45-53 %), минимальным становится
число ориентированных на общение
на улице (15-32 %). У большинства старшеклассников
происходит дальнейшее освоение социального
пространства. Они интенсивно осваивают
свой регион и центр города, определяя
в них предпочитаемые места общения.
Наиболее явно это прослеживается у
юношей и девушек, ориентированных
на общение на улице и в общественных
местах. У старшеклассников расширяется
групповое персонифицированное
пространство общения. С одной стороны,
они рассматривают в качестве
«своих» те улицы, по которым регулярно
гуляют в своем районе, а с другой
стороны – считают своими те центральные
улицы города, на которых происходит
ежевечернее прогуливание молодежных
групп из разных районов города.
Причем чем более интеллектуально
развиты члены группы, тем чаще
их персонифицированное пространство
общения и в своем районе и в центре
города включает в себя не только и не
столько большие магистрали, сколько тихие
переулки. Это вероятнее всего связано
с тем, что для менее развитых старшеклассников
толпа большой улицы, ее предметно-эстетическая
среда выступает как информационный источник,
стимулирующий и дающий пищу их общению.
На ряду со стремлением персонифицировать
определенные улицы, как пространство
своего общения старшеклассники склонны
к своеобразной «клаустрофилии» (любовь
к ограниченному пространству). Именно
в этом возрасте ребята очень высоко ценят
возможность общаться в комнате на чьей-либо
квартире, укрыться своей группой от посторонних
глаз.
В ранней юности
важный смысл приобретает коммуникативное
уединение, в котором старшеклассники
общаются с неким идеальным партнером,
со своим «Я», с представляемыми
реальными лицами из своего окружения
или с лицами, общение с которыми
им не доступно либо в силу статусных
различий, либо в силу исторической
дистанции. В уединении юноши
и девушки проигрывают роли, которые
им не доступны в реальной жизни. Они
делают это так, как играх - грезах,
так и в мечтах. Отличие юношеских
игр-грез от подростковых состоит в
том, что они по преимуществу рефлексивны
и социальны. Уединение в ранней
юности в процессе игр-грез и мечтаний
реализует все названные функции:
познавательную, рефлексивную, продуктивно-репродуктивную,
адаптивную, компенсаторную и целеполагающую.
2.2 Особенности
поведения старшего школьного
возраста
Особенность
самосознания и самооценки в старшем
школьном возрасте непосредственно
отражается на поведении. При заниженной
самооценки юноша недооценивает
свои возможности, стремится к выполнению
только самых простых задач, что
мешает его развитию. При завышенной
самооценки он переоценивает свои возможности,
стремится выполнить то, с чем не в состоянии
справится. Что также негативно сказывается
на развитии его личности.
Особое
влияние на поведение юношей оказывает
его семейное положение. Юноши из
полных семей в ситуациях депривации
реализации их притязаний над признанием
проявляется адекватно нелояльное
поведение: агрессивное и игнорирующее.
Юноши, воспитываемые матерью без
отца, более пассивны по сравнению
со сверстниками из полных семей –
они чаще ведут себя лояльно. В
то же время они проявляют большую
лабильность поведения – они
более ориентированы на поведение,
направленное на преодоление ситуации
фрустрации. Эти юношеские особенности
поведения в ситуациях депривации
реализации притязания на признание
проявляются в отношении ко всем
окружающим: взрослыми и сверстниками.
Следует
указать на зависимость поведения
юношей при депривации реализации притязаний
на признание от его самосознания,
от его религиозности или сикулярности.
В зависимости от семейных ориентаций
на религию идет наполнение структурных
звеньев самосознания и его эмоциональное
освещение, и усвоение определенных
стереотипов поведения. Так, юноши
из семей с православной религиозной
ориентации при депривации чаще, чем
их сверстники из семей неверующих
ориентируются на поведении, направленное
на снятие ситуации фрустрации (адекватные
и неадекватные лояльные реакции). При
этом юноши из религиозных семей
проявляют меньше пассивных реакций;
при видимом внутреннем напряжении
сил предпринимаются попытки
к разрешению конфликтной ситуации
мирным путем. Таким образом, социальная
ситуация (состав семьи) и духовная
позиция в большей мере определяют
самосознание и самооценку юношей,
что ведет к формированию детерминированного
этими обстоятельствами типа поведения.