Особенности поведения и общения младшего и старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:10, реферат

Описание

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Содержание

Введение 4
Глава 1
Особенности поведения и общения младшего школьного возраста
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 7
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 9

Глава 2
Особенности поведения и общения старшего школьного возраста
2.1 Особенности общения старшеклассника 13
2.2 Особенности поведения старшего школьного возраста 17
Заключение 21
Библиографический список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат мой.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)

Дифференциация  внешней и внутренней жизни ребенка  связана изменением структур его  поведения. (приложение 2) Появляется смысловая  ориентировочная основа поступка –  звено между желанием что-то сделать  и разворачивающимися действиями. Это  интеллектуальный момент, позволяющий  более или менее адекватно  оценить будущий поступок с точки  зрения его результатов и более  отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку  определяется личностный смысл поступка – его место в системе отношений  ребенка с окружающими, вероятные  переживания по поводу изменения  этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает  импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому  механизму утрачивается детская  непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как  «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут  в значительной мере сохраняться  открытость, стремление выплеснуть все  эмоции на детей и взрослых, сделать  то, что сильно хочется.

Чисто кризисным  проявлением дифференциации внешней  и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная  натянутость поведения определенная самостоятельность и независимость. Настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с  этим повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так  же, как и склонность к капризам, адекватным реакциям, конфликтам начинают исчезать. Когда ребенок выходит  из кризиса и вступает в новый  возраст. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Особенности поведения и общения  старшего школьного возраста

2.1 Особенности общения старшеклассника

Отличительная особенность  детей подросткового и юношеского возраста это их тяга к общению  со сверстниками и, как следствие  этого, некоторая социально-психологическая  изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых  групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту  естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному  общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для  нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить 3 вещи: каковы потребности  детей, побуждающие их к общению  друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые  можно решить с помощью такого общения; каковы возможности групп  подростков и юношей в решении  этих задач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные  от взрослых, подростки и юноши  образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У  детей этого возраста имеется  много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как  для взрослых их дела могут оказаться  не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и  интересов не мало таких, которые  имеют большое значение для личностного  развития детей данного возраста. Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают  жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с  другом, в совместных делах, в различных  ролях, они усваивают                                                                                            ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы  имеющиеся в общении возможности  были максимально реализованы детьми, необходимо чтобы они как можно  больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми  в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно  образующие группировки детей были на виду у взрослых, но не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а  стой целью, чтобы психологически и  педагогически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние. Такие группы, в частности, можно использовать для организации  школьного ученического самоуправления, для решения воспитательных задач. Взрослые, время от времени включающие в общение с детьми могут принести им ощутимую пользу. Ребенок этого  возраста на самом деле очень нуждается  в помощи взрослых, хотя сами могут  этого осознавать, более того –  не стремиться и не искать этой помощи. Дети часто не в состоянии найти  правильные ответы на те вопросы, которые  их волнуют и которые они между  собой активно обсуждают.

 Доминанте  юношеского типа общения соответствует  появление нового типа диалога,  специфичного для юношеского  типа общения – исповедного.  Юношескому типу свойственны  все остальные виды диалога  – информационный, дискуссионный.

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска в наличии дружеского общения  со сверстниками своего и противоположного полов. В старших классах дружеское  общение становится типичным. Лишь 13 % юношей и 24 % девушек, заполняя опросный лист, указывают, что у них нет  близких друзей своего пола. Друзья противоположного пола есть у 43 % юношей и 58 % девушек. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько  групп: небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает.

Содержание общения  старшеклассников совершенно явно связано  с той жизнедеятельностью, в которую  включены юноши и девушки в  воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности. Привлекательности  и форм ее организации зависит  объем и интенсивность общения  старшеклассников.

Круг общения  старшеклассников растет за счет включения  в него все большего числа сверстников  противоположного пола. Общения между  юношами и девушками имеет  довольно интенсивный и регулярный характер. Общение между юношами  и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в  тех коллективах, в которые входят старшеклассники.  Содержание этого  общения, его интенсивность определяется во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации. Приятельское общение может складываться и  за пределами коллектива. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных  коллективах не одинакова: в одних  – ее практически нет, в других – она очень интенсивна. Включенное наблюдение показало, что оно связано  либо с содержанием жизнедеятельности  коллектива, либо со спецификой состава  класса и внешкольных связей учащихся. Приятельское общение порой возникает  как эпидемия: стоит в классе или  в группе появиться такому общению  у лидера или привлекательного члена  коллектива, как приятельскому общению  начинают стремиться и другие члены  класс, группы.

Около 13 % старшеклассников почти не общаются со сверстниками противоположного пола. Объясняется  это по-разному: отсутствием интереса (в силу уровня развития), не достатком  активности, не уверенностью в успехе. Одновременно выделяется группа старшеклассников, которая общается только со сверстниками другого пола. Чаще всего это юноши и девушки, у которых не сложилось общение со сверстниками своего пола.

Не большое  число старшеклассников (около 3 %) общаются с ребятами моложе себя. Среди друзей своего пола юноши называют 3 % ребят  младших по возрасту, девушки – 2 % . Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и  не связаны территориальной близостью.

Круг общения  старшеклассников расширяется  и  за счет включения в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми  свойственно уже 70 % старшеклассников, при этом особенно растет необходимость  общения с родителями. Около трети  юношей и девушек хотели бы иметь  больше родительских советов по важным для них вопросам. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в  получении от них той или иной информации, а в возможности найти  понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении.

В старших классах  происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает  максимума число юношей и девушек, ориентированных на общение дома и в школе (45-53 %), минимальным становится число ориентированных на общение  на улице (15-32 %). У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального  пространства. Они интенсивно осваивают  свой регион и центр города, определяя  в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у  юношей и девушек, ориентированных  на общение на улице и в общественных местах. У старшеклассников расширяется  групповое персонифицированное  пространство общения. С одной стороны, они рассматривают в качестве «своих» те улицы, по которым регулярно  гуляют в своем районе, а с другой стороны – считают своими те центральные  улицы города, на которых происходит ежевечернее прогуливание молодежных групп из разных районов города. Причем чем более интеллектуально  развиты члены группы, тем чаще их персонифицированное пространство общения и в своем районе и в центре города включает в себя не только и не столько большие магистрали, сколько тихие переулки. Это вероятнее всего связано с тем, что для менее развитых старшеклассников толпа большой улицы, ее предметно-эстетическая среда выступает как информационный источник, стимулирующий и дающий пищу их общению. На ряду со стремлением персонифицировать определенные улицы, как пространство своего общения старшеклассники склонны к своеобразной «клаустрофилии» (любовь к ограниченному пространству). Именно в этом возрасте ребята очень высоко ценят возможность общаться в комнате на чьей-либо квартире, укрыться своей группой от посторонних глаз.

В ранней юности важный смысл приобретает коммуникативное  уединение, в котором старшеклассники  общаются с неким идеальным партнером, со своим «Я», с представляемыми  реальными лицами из своего окружения  или с лицами, общение с которыми им не доступно либо в силу статусных  различий, либо в силу исторической дистанции. В уединении юноши  и девушки проигрывают роли, которые  им не доступны в реальной жизни. Они  делают это так, как играх - грезах, так и в мечтах. Отличие юношеских  игр-грез от подростковых состоит в  том, что они по преимуществу рефлексивны  и социальны. Уединение в ранней юности в процессе игр-грез и мечтаний реализует все названные функции: познавательную, рефлексивную, продуктивно-репродуктивную, адаптивную, компенсаторную и целеполагающую.

2.2 Особенности  поведения старшего школьного  возраста           

 

Особенность самосознания и самооценки в старшем  школьном возрасте непосредственно  отражается на поведении. При заниженной самооценки юноша недооценивает  свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что  мешает его развитию. При завышенной самооценки он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справится. Что также негативно сказывается на развитии его личности.

Особое  влияние на поведение юношей оказывает  его семейное положение. Юноши из полных семей в ситуациях депривации реализации их притязаний над признанием проявляется адекватно нелояльное поведение: агрессивное и игнорирующее. Юноши, воспитываемые матерью без  отца, более пассивны по сравнению  со сверстниками из полных семей –  они чаще ведут себя лояльно. В  то же время они проявляют большую  лабильность поведения – они  более ориентированы на поведение, направленное на преодоление ситуации фрустрации. Эти юношеские особенности  поведения в ситуациях депривации реализации притязания на признание  проявляются в отношении ко всем окружающим: взрослыми и сверстниками.

Следует указать на зависимость поведения  юношей при депривации реализации притязаний на признание от его самосознания, от его религиозности или сикулярности. В зависимости от семейных ориентаций на религию идет наполнение структурных  звеньев самосознания и его эмоциональное  освещение, и усвоение определенных стереотипов поведения. Так, юноши  из семей с православной религиозной  ориентации при депривации чаще, чем  их сверстники из семей неверующих ориентируются на поведении, направленное на снятие ситуации фрустрации (адекватные и неадекватные лояльные реакции). При  этом юноши из религиозных семей  проявляют меньше пассивных реакций; при видимом внутреннем напряжении сил предпринимаются попытки  к разрешению конфликтной ситуации мирным путем. Таким образом, социальная ситуация (состав семьи) и духовная позиция в большей мере определяют самосознание и самооценку юношей, что ведет к формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения.

Информация о работе Особенности поведения и общения младшего и старшего школьного возраста