Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:43, отчет по практике
Объектом труда педагога-психолога являются учащиеся. Предмет его труда – когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее – уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. Продукт труда – новое, изменённое состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид педагога-психолога. Внутренние функциональные средства – это имеющиеся у педагога-психолога знания, схемы и способы мышления.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6
2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9
3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные
задачи……………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Глоссарий……………………………………………………………………………...17
Список используемых источников………………………………………………….20
Приложения…………………………………………………………………………..21
Введение
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Красноярский |
Вид работы |
Отчет по педагогической практике |
Название дисциплины |
|
Тема |
Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
|
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
Введение…………………………………………………………
1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6
2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9
3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные
задачи………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
В период с 29 июня 2012 года по 13 июля 2012 года я проходила педагогическую практику в МБОУ лицее № 174 у педагога-психолога.
Основными целями практики были:
1. Сформировать умение взаимодействия с учащимися, ведения тренинговых занятий.
2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности.
3. Научиться осознавать свое физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия.
4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления.
За время прохождения практики мною были выполнены следующие виды работ:
№ 174. Смотри приложение А.
2. Принимала участие в работе круглого стола, посвящённого проблемам профилактики конфликтов.
4. Приняла участие в проведении Недели психологии.
Работа психолога в лицее (школе) неразрывно связана с образовательным процессом.
Основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая, психокоррекционная и консультативная работа.
Объектом труда педагога-
Профессионально-ценные качества педагога-психолога рассматриваются в процессе его работы, эти качества необходимы и проявляются в определённых ситуациях, таких как ситуация общения с учащимися (урочное, сверхурочное), занятия с непрофессиональной аудиторией (учителями, родителями, администрацией лицея).
Профессия педагога-психолога предъявляет требования, как к исполнительной, так и к познавательной, личностной сферам профессионала, к возможностям его саморегуляции. Для педагога-психолога необходимо:
– психологически мыслить (анализировать, оценивать и объяснять психические явления);
– владеть психотехническими приёмами и способами применения научных положений к позитивному изменению психики человека.
Организация профессиональной деятельности педагога-психолога лицея осуществляется в соответствии с целью и задачами образовательного учреждения и определяется функциональными обязанностями:
– забота о психическом здоровье личности, создание для неё развивающей
психологически комфортной среды;
– проведение регулярных массовых обследований с целью контроля за ходом
психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществление их учёта и контроля;
– проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработка
результатов, подготовка психологических заключений и рекомендаций;
– осуществление просветительской работы среди учащихся, родителей,
педагогов. Консультационная работа. Планирование и организация профориентационных исследований и профконсультаций. Обеспечение психопрофилактической работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологического риска;
– оказание помощи семье в налаживании микроклимата, эффективном
воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов;
– осуществление работы по развитию способностей детей, формированию
психологической культуры
личности, обучению адекватным
– проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении
детей, подростков с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов;
– формирование банка данных о достижениях научной и практической
психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.
Профессиональная деятельность
психолога в школе
– психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей (организация приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям);
– психологическая профилактика (работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей, разработка развивающих и целевых программ по принятию профилактических мер);
– психологическая диагностика (изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенностей межличностного взаимодействия);
– психологическая коррекция (планирование и осуществление, на основе диагностики, устранение отклонений в психологическом и личностном развитии детей, формирование различных умений и навыков);
– психологическое консультирование (оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем);
– аналитическая деятельность психолога (научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса).
Содержание работы по реализации целей и задач МБОУ лицей № 174 отражено в планировании работы психолога с учащимися, родителями, педагогами. Психологом широко используются разнообразные формы и методы работы – лекции, беседы, «круглые столы», проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, классных часах; групповые и индивидуальные консультации, тренинги, психологические игры, семинары-практикумы, родительские собрания, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, кружковая работа, выставки, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, выпуск тематических газет.
Для реализации должностных обязанностей психолог тесно взаимодействует с администрацией лицея, социальным педагогом, классными руководителями, родительским и ученическим коллективом, учителями-предметниками, дефектологом и логопедом, педагогом-организатором. В профессиональной деятельности за пределами лицея психолог сотрудничает с профориентационными пунктами, полицией, военным комиссариатом; участвует в краевом методическом объединении психологов. В своей работе педагог-психолог обязательно руководствуется нормативными документами, регламентирующими его деятельность в сфере образования. Смотри приложение В.
В компетенцию психолога, кроме диагностирования и коррекционной работы, входит проведение уроков по психологии. Психолог помогает усвоить учащимся первый опыт межличностных отношений, в усвоении знаний, в освоении социума, через освоение поведения и построения собственной позиции, при которой у них вырабатывается осознанное восприятие мира. Основной и главной позицией психолога является создание для учащихся условий жизненных систем и их выбор.
При слаженной работе
психолога и педагогов у
Основными видами деятельности психолога в лицее (школе) являются: психодиагностика, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, организационно-методическая работа, консультирование, профориентация. Психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Психолог несёт административную и личную ответственность за свою работу. Психолог обязан обеспечивать конфиденциальность и хранить тайну сведений, получаемых от клиента (учащийся, педагог, родитель и другие), за исключением случаев, в которых затрагиваются жизненно важные интересы других людей.
Психолог участвует в мероприятиях в качестве компетентного специалиста, освещающего социально-психологические вопросы.
В настоящее время психология преподаётся практически везде. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно – владение методикой её преподавания.
Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.
Методика преподавания решает следующие задачи: как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определённое время целью обучения считалось вооружение учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время всё больше возрастает роль науки, растёт объём знаний. Поэтому важно привить обучаемым стремление самостоятельно приобретать знания.
Методика преподавания
психологии как наука решает вопрос
об общих закономерностях и
Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объём знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Психология неразрывно связана с педагогикой, которая исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Из этой неразрывной связи психологии и педагогики появляется педагогическая психология.
На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя всё больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к новым областям исследований.
Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии:
– раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
– определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
– определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и другое);
– определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
Информация о работе Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе