Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:43, отчет по практике

Описание

Объектом труда педагога-психолога являются учащиеся. Предмет его труда – когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее – уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. Продукт труда – новое, изменённое состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид педагога-психолога. Внутренние функциональные средства – это имеющиеся у педагога-психолога знания, схемы и способы мышления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6
2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9
3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные
задачи……………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Глоссарий……………………………………………………………………………...17
Список используемых источников………………………………………………….20
Приложения…………………………………………………………………………..21
Введение

Работа состоит из  1 файл

Отчет по педагогической практике.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Красноярский

Вид работы

Отчет по педагогической практике

Название дисциплины

 

Тема

Особенности преподавания психологических дисциплин в  средней школе

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

     Введение………………………………………………………………………………3

    1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6

    2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9

    3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные  

         задачи……………………………………………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………………………………….15

    Глоссарий……………………………………………………………………………...17

    Список используемых источников………………………………………………….20

    Приложения…………………………………………………………………………..21

Введение

 

В период с 29  июня 2012 года по 13 июля 2012 года я проходила педагогическую практику в МБОУ лицее № 174 у педагога-психолога.

Основными целями практики были:

1. Сформировать умение взаимодействия с учащимися, ведения тренинговых занятий.

2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности.

3. Научиться осознавать свое физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия.

4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления.

За время прохождения  практики мною были выполнены следующие виды работ:

  1. Я ознакомилась с основными видами занятий психолога в МБОУ лицее

№ 174. Смотри приложение А.

2. Принимала участие в работе круглого стола, посвящённого проблемам профилактики конфликтов.

  1. Участвовала в проведении тренинга коммуникативности, как психологического качества. Смотри приложение Б.

4. Приняла участие в проведении Недели психологии.

Работа психолога в лицее (школе) неразрывно связана с образовательным процессом.

Основными направлениями  деятельности школьного психолога  являются диагностическая, профилактическая, психокоррекционная и консультативная работа.

Объектом труда педагога-психолога являются учащиеся. Предмет его труда – когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее – уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. Продукт труда – новое, изменённое состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид педагога-психолога. Внутренние функциональные средства – это имеющиеся у педагога-психолога знания, схемы и способы мышления. К внешним средствам можно отнести материалы уже разработанного курса, представленные в материализованной форме – записи, конспекты, иллюстративный материал. Однако внешние средства носят не основной, а вспомогательный характер.

Профессионально-ценные качества педагога-психолога рассматриваются в процессе  его работы, эти качества необходимы и проявляются в определённых ситуациях, таких как ситуация общения с учащимися (урочное, сверхурочное), занятия с непрофессиональной аудиторией (учителями, родителями, администрацией лицея).

Профессия педагога-психолога предъявляет требования, как к исполнительной, так и к познавательной, личностной сферам профессионала, к возможностям его саморегуляции. Для педагога-психолога необходимо:

– психологически мыслить (анализировать, оценивать и объяснять психические явления);

–   владеть психотехническими приёмами и способами применения научных положений к позитивному изменению психики человека.

Организация профессиональной деятельности педагога-психолога лицея осуществляется в соответствии с целью и задачами образовательного учреждения и определяется функциональными обязанностями:

– забота о психическом здоровье личности, создание для неё развивающей

 психологически комфортной среды;

– проведение регулярных массовых обследований с целью контроля за ходом

психического развития, определение лиц, нуждающихся в  психологической помощи, осуществление  их учёта и контроля;

– проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработка 

результатов, подготовка психологических заключений и рекомендаций;

– осуществление просветительской работы среди учащихся, родителей,

педагогов. Консультационная работа. Планирование и организация профориентационных исследований и профконсультаций. Обеспечение психопрофилактической работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологического риска;

– оказание помощи семье в налаживании микроклимата, эффективном

воспитании детей, в  решении внутрисемейных конфликтов;

– осуществление работы по развитию способностей детей, формированию

 психологической культуры  личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных  конфликтов, оказанию помощи в  экстремальных ситуациях;

– проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении

детей, подростков с привлечением дефектологов, врачей, юристов и  других специалистов;

– формирование банка данных о достижениях научной и практической

психологии, психологических  обследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.

Основная часть

1 Особенности работы психолога в лицее (школе)

Профессиональная деятельность психолога в школе осуществляется в следующих направлениях:

– психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей (организация приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям);

– психологическая профилактика (работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей, разработка развивающих и целевых программ по принятию профилактических мер);

– психологическая диагностика (изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенностей межличностного взаимодействия);

– психологическая коррекция (планирование и осуществление, на основе диагностики, устранение отклонений в психологическом и личностном развитии детей, формирование различных умений и навыков);

– психологическое консультирование (оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем);

–  аналитическая деятельность психолога (научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса).

Содержание работы по реализации целей и задач МБОУ лицей № 174 отражено в планировании работы психолога с учащимися, родителями, педагогами. Психологом широко используются разнообразные формы и методы работы – лекции, беседы, «круглые столы», проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, классных часах; групповые и индивидуальные консультации, тренинги, психологические игры, семинары-практикумы, родительские собрания, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, кружковая работа, выставки, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, выпуск тематических газет.

Для реализации должностных  обязанностей психолог тесно взаимодействует с администрацией лицея, социальным педагогом, классными руководителями, родительским и ученическим коллективом, учителями-предметниками, дефектологом и логопедом, педагогом-организатором. В профессиональной деятельности за пределами лицея психолог сотрудничает с профориентационными пунктами, полицией, военным комиссариатом; участвует в краевом методическом объединении психологов. В своей работе педагог-психолог обязательно руководствуется нормативными документами, регламентирующими его деятельность в сфере образования. Смотри приложение В.

В компетенцию психолога, кроме диагностирования и коррекционной работы, входит проведение уроков по психологии. Психолог помогает усвоить учащимся первый опыт межличностных отношений, в усвоении знаний, в освоении социума, через освоение поведения и построения собственной позиции, при которой у них вырабатывается осознанное восприятие мира. Основной и главной позицией психолога является создание для учащихся условий жизненных систем и их выбор.

При слаженной работе психолога и педагогов у учащихся формируются условия для создания личностной позиции – осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение. Психолог в лицее выступает связующим организационным звеном между учащимися и педагогами для решения интересов и возможностей учащихся. От эффективной и успешной работы психолога  зависят условия формирования педагогических задач. Психолог поможет разобраться в причинах неуспеваемости или агрессивности ребёнка. Он поможет направить ребёнка, при необходимости, к более узкому специалисту, поможет родителям его выбрать.

Основными видами деятельности психолога в лицее (школе) являются: психодиагностика, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, организационно-методическая работа, консультирование, профориентация. Психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Психолог несёт административную и личную ответственность за свою работу. Психолог обязан обеспечивать конфиденциальность и хранить тайну сведений, получаемых от клиента (учащийся, педагог, родитель и другие), за исключением случаев, в которых затрагиваются жизненно важные интересы других людей.

Психолог участвует в мероприятиях в качестве компетентного специалиста, освещающего социально-психологические вопросы.

2 Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой

       

В настоящее время  психология преподаётся практически везде. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно – владение методикой её преподавания.

Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Методика преподавания решает следующие задачи: как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определённое время целью обучения считалось вооружение учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время всё больше возрастает роль науки, растёт объём знаний. Поэтому важно привить обучаемым стремление самостоятельно приобретать знания.

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических  принципах, на основе которых строиться  процесс обучения психологии.

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объём знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности  и закономерности развития и поведения  людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Психология неразрывно связана с педагогикой, которая исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Из этой неразрывной связи психологии и педагогики появляется педагогическая психология.

На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя всё больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к новым областям исследований.

Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии:

– раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

– определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

–   определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и другое);

–   определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Информация о работе Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе