Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:43, отчет по практике
Объектом труда педагога-психолога являются учащиеся. Предмет его труда – когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее – уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. Продукт труда – новое, изменённое состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид педагога-психолога. Внутренние функциональные средства – это имеющиеся у педагога-психолога знания, схемы и способы мышления.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6
2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9
3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные
задачи……………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Глоссарий……………………………………………………………………………...17
Список используемых источников………………………………………………….20
Приложения…………………………………………………………………………..21
Введение
– изучение психологических основ деятельности педагога;
– определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
– определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
– разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и так далее.
Таким образом, педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Говоря об активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования.
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.
Это методы: программированного обучения; проблемного обучения; интерактивного (коммуникативного) обучения. Все они были предложены для преодоления ограниченности традиционных методов обучения.
Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения акцентируют не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.
Методы интерактивного обучения обращаются к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.
Использование в обучении психологии приёмов трёх групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. Основные средства обучения – учебник (учебное пособие).
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и так далее), а также для самообразования, создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определённых возрастных и социальных групп.
Технические средства обучения – это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: информационные и контролирующие.
В психологической науке широко используется понятие «задача». Задача – это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.
А учебная задача – задача, специально подобранная или сконструированная для целей обучения.
Задание же понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и так далее.
Исследователи мышления, интеллекта считали наилучшим способом побудить человека думать – поставить перед ними задачу.
В науке существует классификация учебных задач выделяющая пять групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам (по Д.Г. Толлингеровой):
– задачи на воспроизведение знаний;
– задачи на простые мыслительные операции;
– задачи на сложные мыслительные операции;
– задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;
– задачи на продуктивное мышление.
Существует ещё одна классификация учебных задач в зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, в ней выделяют пять видов (по Г.А. Балла):
– перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и так далее);
– мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и так далее);
– имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;
– мнемические задачи (запомнить, вспомнить и так далее);
– коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и другое). Смотри приложение Г.
Организация практической деятельности позволила выделить направления, функции, задачи работы психолога в лицее (школе); познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации, смотри приложение Д; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается педагог; определить круг проблем в оказании психологической помощи участникам педагогического процесса.
В ходе психологической практики стало возможным применить теоретические знания в непосредственной работе с учащимися и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности.
Практика способствовала развитию коммуникативных умений, вызванных необходимостью общаться с детьми и педагогами, становлению собственного делового стиля общения.
Практическая деятельность в роли психолога содействовала повышению ответственности, требовательности, критичности к собственному поведению и организации работы; стимулировала самоанализ.
Работа с учащимися и педагогами дала возможность проявить инициативу, личностные качества – требовательность, настойчивость, выдержку.
Организация практики оправдала ожидания, я смогла реализовать свои теоретические и практические возможности. Общение с детьми и педагогами школы оставило положительные впечатления, укрепилось чувство уважения к педагогическому труду. В процессе прохождения практики я углубила свои знания в психологии и педагогике, сформировала умение по установлению личных контактов, навыков сотрудничества, диалогового общения с учащимися и педагогами.
За время прохождения практики (основными целями которой были закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; знакомство со спецификой деятельности детского психолога; формирование мировоззрения, стиля поведения, профессиональной этики), был выполнен ряд задач:
2. Установлены научные основы педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения.
3. Усвоены принципы контроля и оценки знаний обучающихся.
4. Изучены основы дидактики и риторики.
Также мною был освоен ряд практических навыков:
образовательном процессе.
2. Выступление перед аудиторией.
3. Создание творческой атмосферы во время занятий.
4. Самоконтроль и саморегуляция.
За время прохождения практики я участвовала во многих мероприятиях лицея (школы), проводила тренинговые занятия, участвовала в работе круглого стола по мерам профилактики конфликтов, а также в проведении Недели психологии. Все мероприятия помогли мне в развитии коммуникативных, организационных навыков, умению быстро приспосабливаться к незнакомой ситуации, не теряться в присутствии большого числа людей, управлять своими эмоциями и психическим состоянием при работе перед аудиторией.
В качестве рекомендаций и пожеланий по совершенствованию учебной и методической работы психолога было бы целесообразно установить более тесную связь с дошкольными учреждениями, детским приютом, а так же привлечь родителей «к участию в жизни своих детей». Я думаю, важным было бы создание в лицее (школе) клуба для родителей и лиц, их заменяющих, по социально-психологической тематике для того, чтобы более полноценно шло сотрудничество.
Так как учащиеся, особенно
среднего звена и старшеклассники, имеют уже достаточно
активную жизненную позицию, которая не
всегда имеет правильные очертания и представления.
И все условия для этого в лицее (школе)
имеются.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
01. |
Аналитическая деятельность психолога |
научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса. |
02. |
Внешние функциональные выразительные средства |
выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид. |
03. |
Внутренние функциональные средства |
имеющиеся знания, схемы и способы мышления. |
04. |
Задача |
знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации с выделением условия и искомого. |
05. |
Задание |
требование выполнить какое-то действие с менее строгой, чем у задачи, логической формулировкой, с требованием ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и так далее. |
06. |
Методика преподавания психологии |
наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. |
07. |
Педагогическая психология |
наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. |
08. |
Предмет труда |
когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. |
09. |
Продукт труда |
новое, изменённое состояние психических образований (когнитивной, эмоционально-личностной сферы, уровень знаний, умений, уровень мышления, научная культура). |
10. |
Психологическое просвещение |
организация приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям. |
11. |
Психологическая профилактика |
работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей, разработка развивающих и целевых программ по принятию профилактических мер. |
12. |
Психологическая диагностика |
изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенностей межличностного взаимодействия. |
13. |
Психологическая коррекция |
планирование и осуществление, на основе диагностики, устранение отклонений в психологическом и личностном развитии детей, формирование различных умений и навыков. |
14. |
Психологическое консультирование |
оказание помощи участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем. |
15. |
Технические средства обучения |
предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность. |
16. |
Учебная задача |
задача, специально подобранная или сконструированная для целей обучения.
|
17. |
Учебник |
книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. |
01. |
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология – М.: Владос-Пресс, 2008. |
02. |
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология – Ростов-н/Д: “Феникс”, 2000. |
03. |
Большой толковый психологический словарь – М.: Вече; АСТ, 2000. |
04. |
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия – М.: АСАДЕМIА, 1999. |
05. |
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии – М.: Академия, 2008. |
06. |
Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: АСАДЕМIА, 2000. |
07. |
Дружинин В.Н. Психология общих способностей – С-Пб.: Питер, 1999. (Серия «Мастера психологии»). |
08. |
Зеньковский В.В. Психология детства – М.: Изд. центр “Академия”,1995. |
09. |
Овчарова Р.В. Практическая психология в школе – М. , 1999. |
10. |
Талызина В.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 1998. |
11. |
Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская – М., 1996. |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Информация о работе Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе