Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:03, реферат
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей планирования, организации и проведения многоуровневого эксперимента.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть многоуровневое экспериментальное исследование в психологии.
3. Проанализировать особенности проведения многоуровневого психологического эксперимента.
Введение.
Глава I. Многоуровневое экспериментальное исследование в психологии.
1.1. Фазы экспериментального исследования. 6
1.2. Формирование гипотез. 6
1.2.1. Гипотеза. 6
1.2.2. Индуктивные гипотезы. 7
1.2.3. Дедуктивные гипотезы. 8
1.2.4. Основные признаки правильной гипотезы. 9
1.3. Независимая и зависимая переменная. 12
Глава II. Особенности проведения многоуровневого психологического эксперимента
2.1. Планирование эксперимента. 13
2.2. Обработка и обобщение результатов. 15
2.2.1. Обработка результатов. 16
2.2.2. Объяснения. 19
2.3. Обобщение. 21
Заключение. 25
Список литературы. 26
а) зависимостью между антецедентами и реакцией (связь между препятствием и агрессивностью);
б) физиологическими механизмами (выделение адреналина, возбуждение подкорковых центров, движения, направленные на преодоление препятствия);
в) ссылкой на промежуточные переменные, например фрустрацию.
Все эти три системы объяснения являются адекватными, но ни одна из них не является достаточной. Они дополняют друг друга.
Решение дилеммы, via media, состоит в том, чтобы отказаться от обобщения, основанного на сущности явлений, которое Левин называл аристотелевским обобщением, и признавать только обобщение, основанное на индукции, осуществленной исходя из одного или нескольких фактов, причем этому обобщению следует придавать лишь вероятное значение. Если какая-либо зависимость может быть таким образом временно обобщена, следует иметь в виду, что ценность обобщения зависит в сущности не от хорошо произведенного понятийного анализа детерминант, а от повторных подтверждений этой зависимости в ходе различных, но близких друг к другу экспериментов. Вот почему наука создается не только несколькими “главными” экспериментами, украшающими учебники, но бесконечным числом исследований, сопоставление которых друг с другом постепенно увеличивает ценность каждого обобщения.
Поскольку мы собираемся теперь несколько
подробнее описать процесс
А) Обобщение ситуации. Допустим, я изучаю в какой-то ситуации реакции ожидания, могу ли я в выводах своего эксперимента говорить об ожидании вообще? Анализ, основанный на многочисленных наблюдениях, позволяет ограничить предположительное обобщение некоторыми типами ожидания, но даже и на этом уровне следует изучить те же самые реакции при ожидании разной продолжительности, соответствующей различным ситуациям, и только тогда обобщение найденного результата приобретет большее значение.
Б) Обобщение ответа. Допустим, я изучаю реакцию нетерпения при ожидании. Обобщить утверждение, что ожидание вызывает реакцию нетерпения, можно только в том случае если я постепенно констатирую различные проявления, которые могут быть подведены под понятие нетерпения. С научной точки зрения невозможно перейти от какой-то разновидности нетерпения к нетерпению вообще. Наука осторожна, и на ее осторожности основывается достоверность ее выводов. В) Обобщение на уровне личностей. На основе проявления некоторыми испытуемыми нетерпения при ожидании было бы незаконно делать выводы о человечестве в целом. Ценность выводов связана с репрезентативностью выборки изучаемой популяции. Несколько удачно выбранных студентов могут представлять всех студентов, но, конечно, не всю молодежь и а fortiori не всех людей или Человека вообще. И в этом случае также наука действует посредством постепенного приближения, увеличивая объем какой-нибудь зависимости по мере того, как она подтверждается на все более многочисленной и различной популяции. Ограничиваясь этими тремя аспектами, легко представить, что в результате различных, бегло обрисованных нами исследований зависимость между ожиданием и эмоциональной устойчивостью, несомненно, подтвердится, но при этом будет обнаружено множество оттенков, обусловленных как различной природой ожидания, так и типом эмоциональных реакций, а также различной восприимчивостью различных испытуемых, обусловленной их возрастом, полом, темпераментом или принадлежностью к той или иной этнической группе.
Г) Обобщение отношений. Установление связи между двумя переменными может совершаться на нескольких уровнях обобщения. На самом частном уровне эта связь является описательной, но, по мере того как устанавливаются подобные связи, становится возможным их сопоставление и выявление более обобщенной формы связи, которая будет объяснительной по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью — собака выделяет слюну на звук звонка,— затем он стал более обобщенным, когда подобная, зависимость обнаружилась в связи с самыми различными реакциями и не менее разнообразными стимуляциями. Он приобрел еще большую обобщенность, когда в результате анализа было установлено, что этот процесс соответствует образованию связи между двумя до сих пор не зависимыми друг от друга стимуляциями и т. д. Но значение этих последовательных обобщений определяется лишь плодотворностью высказанных гипотез и в первую очередь их экспериментальным подтверждением. Все, что мы только что сказали о необходимости соблюдения осторожности при обобщении, равно относится и к попыткам обобщения результатов, полученных в лаборатории, и распространению их на практику. И в этом случае излишний энтузиазм и скептицизм не являются научными установками. Общеизвестно, что условия практики обладают большой сложностью, которую несколько ограничивает лаборатория. Известно также, что только такой ценой могут быть выявлены существенные связи. Только сочетание смелости и осмотрительности приведет к постепенному соединению науки и практики.
Экспериментальный метод — это форма подхода разума, рассуждение, которое имеет свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но окончательной.
Целью данной курсовой
работы выступал анализ особенностей
планирования, организации и проведения
многоуровневого эксперимента.
Были реализованы
следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть многоуровневое экспериментальное
исследование в психологии.
3. Проанализировать особенности проведения
многоуровневого психологического эксперимента.
И в заключение
необходимо отметить, что экспериментальный
метод - это форма подхода разума, рассуждение,
которое имеет свою логику и свои технические
требования. Он не терпит спешки, но взамен
медлительности и даже некоторой громоздкости
дарует радость уверенности, частичной,
может быть, но окончательной.
Главными компонентами
любого эксперимента являются: 1) испытуемый
(исследуемый субъект или группа); 2) экспериментатор
(исследователь); 3) стимуляция (выбранный
экспериментатором раздражитель, направленный
на испытуемого); 4) ответ испытуемого на
стимуляцию (его психическая реакция);
5) условия опыта (дополнительные к стимуляции
воздействия на испытуемого, которые могут
влиять на его ответы).
Все дополнительные воздействия исследователь в идеале стремится свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить в «чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными. История развития экспериментального метода ярко демонстрирует борьбу с подобными «посторонними» влияниями, борьбу за чистоту эксперимента. Увы! В реальных условиях экспериментирования этого добиться невозможно. И тогда для сравнимости результатов необходимо эти дополнительные воздействия привести к предельно одинаковому уровню во всех замерах в границах хотя бы одного опыта (экспериментальной серии.
Многоуровневый эксперимент обеспечивает большую внутреннюю валидность, чем простые эксперименты, описанные в предыдущих главах. В некоторых экспериментах, где фигурируют только два уровня, независимая переменная по существу является количественной. Использование только двух уровней такой переменной может не выявить истинного отношения, которое могло бы быть найдено в идеальном количественном эксперименте, где используется неограниченное число уровней. Чем больше уровней независимой переменной мы используем, тем больше мы приближаемся к этому невозможному эксперименту и тем больше становится внутренняя валидность. Кроме того, лучше оказывается контроль за сопутствующим смешением. Если активный уровень независимой переменной сравнивается с ее нулевым (или неактивным) уровнем, это может косвенно ввести активный уровень вторичной переменной. В качестве примеров приводилось осознание действия лекарства и установление контакта с экспериментатором. В то же время ступенчатое изменение независимой переменной, приводящее к ступенчатому изменению зависимой переменной, делает маловероятным такое смешение.
Многоуровневые эксперименты превосходят более простые эксперименты и в другом отношении. В них могут проверяться гипотезы, которые ведут к более тонкому пониманию механизмов поведения. Во-первых, в сравнении с экспериментами, использующими качественные независимые переменные, здесь можно лучше выделить единичную переменную. Качественная переменная - такая, как чтение — в отличие от прослушивания — может быть только нерасчлененным комплексом факторов. Возможностей для введения количественных переменных — сколько, угодно, включая шкалирование поведения.
Дальнейшие преимущества определяются
возможностью проверки более тонких
гипотез об отношении между независимой
и зависимой переменными. Часто
наиболее правильной оказывается гипотеза
о максимальной (или минимальной)
величине зависимой переменной при
некотором промежуточном уровне
независимой переменной. Она может
следовать из теории двух процессов,
связанных противоположным
Многоуровневые независимые
В многоуровневых экспериментах могут
быть использованы и ранее описанные
экспериментальные схемы. Для межгрупповой
схемы существует практическая трудность:
она состоит в необходимости
привлекать слишком большое количество
испытуемых. Внутри индивидуальный контроль
наиболее пригоден в случаях, когда
предъявляются в случайном
Эти практические трудности можно
преодолеть путем использования
кросс-индивидуального
Информация о работе Особенности проведения многоуровневого психологического эксперимента