Особенности психического развития младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:31, контрольная работа

Описание

Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 Физические возможности младших школьников 4
1.2 Индивидуальные особенности младших школьников 4
2 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
2.1 Устная и письменная речь 7
2.2 Сенсорное развитие 8
2.3 Развитие мышления 8
2.4 Развитие внимания 10
2.5 Развитие памяти 11
2.6 Развитие воображения 13
3 Развитие личности ребенка младшего школьного возраста 14
3.1 Имя, фамилия 14
3.2 Внешний образ 14
3.3 Притязание на признание 17
3.3.1 Притязание на признание со стороны взрослых 17
3.3.2 Притязание на признание среди сверстников 19
3.4 Половая идентификация 21
3.5 Психологическое время личности 22
3.6 Социальное пространство личности 23
3.7 Развитие чувств 26
4 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 31
4.1 Психическая готовность детей к учебной деятельности 31
4. 2 Общая характеристика учебной деятельности 34
4.3 Игра и ученье в младшем школьном возрасте 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

Контр работа.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет 

имени Максима  Танка»

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет переподготовки специалистов образования

Кафедра педагогики и психологии непрерывного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу  «Психология развития» 

«Особенности психического развития младшего школьника» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнена

                слушателем 1 курса П-103 группы

                специальности «Практическая психология» Журиной Н.А. 

                Преподаватель:

                ст. преп. Ю.Г.Коляго 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы).

      Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. В дошкольный период ведущей деятельностью ребенка является игра.  Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к новой деятельности - учебной. Именно эта деятельность становится для ребенка ведущей. Тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение.

      Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение  приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности  следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

      В этот период формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.

      Поэтому младший школьный период является очень важным в формировании личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является. 

      . 

 

       1 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      1.1 Физические возможности младших школьников

 

      В 7—11 лет ребенок физически развивается  относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса идет довольно равномерно и пропорционально. В 8 лет средний рост детей составляет 130 см, в 11 лет – 145 см. Масса тела ребенка в 7 лет - около 25 кг, в 11 лет -  около 37 кг.

      Костная система младшего школьника находится  в стадии формирования: окостенение  позвоночника, грудной клетки, таза еще не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Это необходимо принимать во внимание и правильно выбирать размеры мебели, следить за тем, как сидит ребенок, не перегружен ли письменными заданиями.

      В этом возрасте идет интенсивное развитие мышечной системы. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

      Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных  сосудов относительно велик.

      Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (в 7 лет) до 1400 граммов (в 11 лет). Происходит функциональное совершенствование головного мозга, развивается аналитико-синтетическая функция коры. Постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

      При организации учебного процесса следует  учитывать, что физическое развитие ребенка в таком возрасте позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3—5 часов (3—4 урока в школе и выполнение домашних заданий).

      В младшем школьном возрасте учебная деятельность стоит в тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, что требует внимания, как со стороны педагогов, так и семьи. [1], [3]

      1.2 Индивидуальные особенности младших школьников

 

      Выделяя характерные особенности детей  данного возраста, прежде всего, необходимо помнить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников.

      Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к  усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса.

      Следует учитывать, что дети обладают разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

      Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом  высшей нервной деятельности, у них  одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Речь у сангвиников хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками, эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности.

      У детей-флегматиков рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной  сферой. Они хорошо контролируют, а  при необходимости и подавляют  свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. В коллективе эти ребята дисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам и недостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение их поступков, избегают конфликтов, склонны к уединению.

      Дети  с холерическим темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо  сдерживают свои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышками возбуждения, иногда агрессивностью.

      К школьной жизни холерики не всегда приспосабливаются сразу, так как  склонны к конфликтованию с окружающими, проявляют несдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в  ответ на замечания педагога. Такие дети, с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше - разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию, изобразительное искусство.

      У детей с холерическим темпераментом  обострены вегетативные реакции, при  любом эмоциональном возбуждении  они легко бледнеют или краснеют. От рождения у них слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведении появляются негативизм, нервозность.

      Среди детей с холерическим типом часто встречаются так называемые трудновоспитуемые дети, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.

      Меланхолический темперамент соответствует слабому  типу высшей нервной деятельности. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковые функции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера. Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться невротические состояния или заболевания.

      Таким образом, адаптация к школьной жизни  во многом зависит от типа высшей нервной  деятельности ребенка, его эмоциональной сферы.

      Немаловажное  значение имеет и другой фактор - состояние здоровья младших школьников и, прежде всего, первоклассников. В младшем школьном возрасте довольно часто диагностируются ревматизм, хронический тонзиллит и другие заболевания, которые осложняют приспособление первоклассника к школьному режиму и отражаются на успеваемости. Это обстоятельство вынуждает вопросы об учебной нагрузке для больных и ослабленных детей решать совместно с врачом.

      Индивидуальные  различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, а другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д.

      Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       2 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

      2.1 Устная и письменная  речь

 

      К моменту поступления в школу  ребенок может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ.

      Усвоение  языка определяется чрезвычайной активностью  самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

      Если  ребенок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

      Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

      Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о  чем идет речь. Осмысленность обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка.

Информация о работе Особенности психического развития младшего школьника