Особенности психологического воспитания запущенных младших школьников и профилактика работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:08, реферат

Описание

Для успешного решения проблемы воспитания с педагогически запущенными младшими школьниками неоходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. В педагогической литературе большое место занимает проблема воспитания детей, у которых поведение не соответствует требованиям учебно-воспитательных учреждений , хотя психическое развитие у них нормальное.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

В психолого-педагогическом портрете запущенного ребенка обнаруживаются противоречия:

-между его потребностью в принятии, признании и неадаптированностью в социальной микросреде;

-между стремлением ребенка к успеху и нарушению образа «Я»;

-между его неадекватностью и дисгармонией психического развития и компенсатором поведения.

Эти и другие противоречия личностного ребёнка, связанные со специорикой воспитательного микросоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым в семье и школе. Накопление у ребёнка своеобразных  отрицательно окрашенных эмоцианальных реакций приводит к нарущению душевного равновесия, что выражается в подавленности, угнетенности, плаксивости, раздражительности, в проявлении страха и тревоги у одних и повышенной активности, неуправляемости других. Такие состояния, характерные для социально-педагогической запущенности, дезорганизируют ребенка, вызывают неадекватные реакции на педагогические воздействия, делают его педагогически трудным. Необходимо психолого-педагогическая профилактика, система предупредителньых мер, связанных с устарнением внешних причин, факторов и условий вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. А также психолого-педагогическая коррекция, как совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

-комплексный и системный подход к диагностики, профилактики и коррекции;

-учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;

-профессиональная компетентность и разделение функций;

-единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

-дифференцируемый подход;

Ранняя профилактика запущенности связана с качеством образовательного процесса и поэтому несет общепедагогический характер

В зависимости от возраста ребенка можно выделить 4 группы методов профилактики[1]:

I.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности:

-познавательный характер игры;

-создание ситуации эмоцианального переживания;

-занимательность;

-опора на жизненный опыт;

-ситуация успеха познавательной деятельности;

II .Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

-создание ситуации личностной и групповой перспективе

-коллективные игры

-выработка коллективных единых требований

-коллективные соревнования

-коллективное самообслуживание

III. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

-осуждение

-педагогическая требовательность

-сочувствие

-убеждение

-уважение

-решение конфликтной ситуации

-анализ поступка

-понимание

-побуждение

-доверие

IV. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирвоание активности ребенка:

-ожидание радости

-обращение  к любви

-обращение к самолюбию

-внушение

-требование

-снятие напряжения

Средства профилактики  и коррекции педагогической запущенности разнооборазных по объекту, предмету, цели и содержанию и их целесообразное сочетание в практической деятельности  педагогов и психологов могут дать положительные результаты на преодоление недостатков развития личности ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что первое десятилетие в жизни ребенка является очень важным и ответсвенным, так как идет процесс формирования биопсихосоциальной  личности.А.С. Макаренко предупреждал, что «главная основа воспитания закладываются до 5 лет и то, что вы сделали до 5 лет, - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается обработка человека, но в общем вы начинаете  вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали были до 5 лет».

Следовательно, успешнее и целесообразнее перевоспитать педагогическую запущенность в период младшего школьного возраста:

1)     система у него более пластична,чем у подростков, легче поддается перевоспитанию.

2)     Отрацательные качества личности не успевают приобрести устойчивость и прочность, которая характерна для старшеклассников.

3)     Авторитет и требование  певрогг учителя, его информации воспринимается с особым интересом и обязательностью

4)     В процессе обучения и воспитания учитель изучает индивидуальные сособенности ученика ( положительные и отрицателньые стороны ) и целенаправленно воздействует на его нравственное развитие

 

2.2.           Основные направления и принципы организации  воспитательной педагогической работы с девиантными подростками

 

А.С. Макаренко утверждал, что нет плохих учеников, а есть плохие, негодные методы воспитательной работы с ними. Поэтому долг и предназначение педагога-подобрать ключ к личности ребенка. Подростковый возраст отличается от других возрастных групп тем, что чувства взрослости определяет его дальнейшие действия и поступки, влияет на развитие его эмоцианально-волевой и интеллектуальной сфер. Подросток протестует в ограничении, претендует на самостоятельность разных вопросов, нетерпению к замечаниям в присутствии других людей. Из-за упорного нежелания взрослых признать новую позицию подростка он может  замкнуться или идти на зхатяжной конфликт. Деспотизм взрослого может вызвать стремление подростка «отплатить» за унижение или подавление своей личности. В период подросткового возраста закладываются основы взаимоотношений со свертсниками и взрослых. Тонкий знаток детсткой души В.А. Сухомлинский отметил основное противоречие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протистует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытвает тревогу и опасение, боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет от взростлых помощи и поддержки. Но не хочет открыто признаться в этом. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подрстка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Существует несколько типов в отношениях подростка и взрослого:

Автократический тип. При не м подрсоток подвергается жесткой ситеме требований. Ему почти все делать «нельзя». Пересекаются попытки не только самостоятельно что-то решить, но даже высказать собственное мнение.

Авторитарный тип. Заключается в том, что самостоятельность подростка существенно ограничивается, однако он может принимать участия в обсуждении, касающихся его проблем, но права делать выводы и что-то решать принадлежит исключительно старшим.

Демократический тип. Это позиция признания взрослыми личной жизни подростка, где он может действовать самостоятельно. Позиция равенства (родителей подростка) состоит в том, что они включены в принятии решений в равной степени.

Либеральный тип. Сваязан с большой самостоятельностью подростка. Он сам определяет круг своих друзей, выбирает любимые занятия. Взрослые могут иметь собственное мнение, но окончательное решение всегда принимает сам подросток.

Кроме этих типов сушествует позиция отстранения- этот тип отношений предполагает отказ старших участвовать в жизни подростка.

В общении со взрослыми и сверстниками  ( при демократическом типе) определяется те критерии, по которым подросток может оценивать поступки, усваивать морально-этические нормы, и правила общественного поведения.

Неблагополучные или запущенный подростки- это следствие ошибок общества, школы, семьи, результат игнорирования достоинств ребенка или преувеличенное внимание его недостатков в характере и поведении. Учителя жалуются на возрастающие трудности в работе с подростками, так как у них продолжает падать интерес к учению, снижается качество успеваемости. В тоже время ползет вверх кривая работа правонарушений и аморальных поступков, совершаемых школьниками. К сожалению, стратегии многих общеобразовательных школ по отношению к запущенным школьникам проста: довести до 9ого класса и определить в профессионально-техническое училищие или трудоустроить. За этими подростками чаще всего устанавливается усиленный контроль, который подавляет их внутреннее «Я». Неблагополучные подростки воспринимаются учителями как неуспешное негативное явление, обусловленное объективными обстоятлествами. Соответственно этому восприятию вырабатывается не всегда правильная позиция педагога.

 

 

2.3 Основные формы и методы профилактики работы с девиантными подростками

 

Организуя социально-педагогическую работу с девиантными подростками, надо учитывать следующие основные принципы [¹]:

Принцип соблюдения интересов подростка.

Создаваемое реабилитационное пространство для детей «группы риска» ставит во главу интересы подростка, его права и свободу. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых и подростков, необходимо вставать на сторону интересов подростка. Его несоответствие общественным нормативам следует воспринимать не как преступление, но как социальную болезнь, не всегда понятную самому ребенку, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.

Принцип добровольности.

Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, специалист (социальный педагог) заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации ребёнка. Специалист имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью подростка.

  Если подросток осознает необходимость перемен в своем поведении и стремится к этому,только тогда можно надеятся на успех ,говорить о результативности социально-педагогической,профилактической работы.

Превращение подростка из объекта в субъект социально-педагогической деятельности — это длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.

Принцип доверия к подростку.

Принцип доверия к подростку подразумевает принятие на веру любой информации, которую подросток выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, подросток, почувствовав, полное доверие со стороны специалиста (социальный педагог, психолог и т.д.), сам открывает секреты и предоставляет правильную информацию. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации, каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен.

Дело в том, что подростки, чьё развитие нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание подростков «группы риска» может быть затруднено, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно производить регулярное социальное обследование учащихся «группы риска» с целью своевременного обеспечения их помощью сразу же, как только появляются первые признаки социальной дезадаптации.

Принцип уважения к личности подростка.

Только гуманное, уважительное отношение к ребёнку, педагогическая прозорливость, умение видеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищённость, стремление быть лучше, позволяет более эффективно построить социально-педагогическую работу.

Принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка.

Этот известный принцип, который был сформулирован ещё А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность [¹]. Мы должны видеть в ребёнке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном,   которое,   прорастая,   формирует   у   ребёнка   позитивные   качества,

формирует веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на своё поведение. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, компенсируя с их помощью отрицательные черты, ускоряется процесс положительного формирования личности подростка. При достижении успеха, овладении новыми формами поведения ребёнок переживает радость внутренней удовлетворённости, веры в свои собственные силы, у него растёт уверенность в достижении поставленной задачи.

Таким образом, можно выделить основные компоненты социально-педагогической работы с подростками (социально-педагогический аспект):

-   корректирующее  воздействие  на ребёнка средовыми  факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;

- специфическая организация учебно-воспитательного процесса;

-    целесообразность   применения   методов,   тормозящих   развитие отрицательных   качеств   личности   подростков   и   стимулирующих  развитие положительных;

-   нормализация и обогащение отношений ребёнка с окружающим миром;

-   компенсация  пробелов и недостатков в  его развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит. В которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);

-   восстановление  у  подростка  положительных   качеств  личности, которые получили некую деформацию (девиацию);

-   постоянная стимуляция положительных  качеств,  не утративших социальной значимости;

      усвоение   и   накопление   социально-ценного   жизненного   опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

      накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей  на основе  организации  деятельности  учащихся,  связанной  с удовлетворением их интересов;

      исправление как преодаление отрицательного ,т.е ликвидации пробелов в формировании положительных качеств ,искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

      Главная цель социально-педагогической профилактики состоит в устронение факторов ,оказывающих  негативное влияние на психику ребенка,и использование факторов ,обладающих положительным воздействием [¹]

     Важным элементом такой работы будет являться просветительская деятельность,направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых в вопросах воспитания,полувозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков ,психогигиены школьного возраста.Также разъяснение среди населения проблемы наркомании,её социальных и медицинских последствий для человека ,употребляющие психоактивные вещества.

В качестве наиболее эффективных пропагандитских форм использовать: «круглые столы», «диспут клубов»,конкурсы на знания Конституции РФ,анкетирование,тестирование,проведение специальных семинаров ,родительских собраний и.т.д В учебном заведении,по желанию родителей,социальный психолог в сотруднечестве с психологом могут помочь родителям необходимыми свединями в отношенииособенностей индивидуального склада личности подростка .

Информация о работе Особенности психологического воспитания запущенных младших школьников и профилактика работы с ними