Особенности психологического воспитания запущенных младших школьников и профилактика работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:08, реферат

Описание

Для успешного решения проблемы воспитания с педагогически запущенными младшими школьниками неоходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. В педагогической литературе большое место занимает проблема воспитания детей, у которых поведение не соответствует требованиям учебно-воспитательных учреждений , хотя психическое развитие у них нормальное.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     Однако и направлений профилактики может реализоваться в плане диагностики и коррекции воспитательных установок в отношении подростков.Для родителей и педагогов это могут быть индивидуальные консультации.

    Групповая коррекция подростков может проходить через проведение тренингов и других форм общения в школах,а также привлекая к работе с подростками «группы риска» областные ассоциации,общественные

организации (Международную ассоциацию по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, общественную международную организацию «Красный крест». Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании»).

Конечно, по каждому направлению работы разработаны и применяются конкретные технологии, методики, основанные на общей технологии разрешения социально-педагогической проблемы, хотя всего предусмотреть нельзя, и в каждом конкретно случае приходиться исходить из ситуации. Главное же то, что каждый ребёнок из «группы риска» находится на контроле, и социальный педагог, психолог или другой специалист обладает полной информацией о нём.

Из вышеизложенного следует, что с одной стороны, социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения, а с другой стороны, способствует координации воспитательных усилий всей системы государственных и общественных институтов по профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Девиантное поведение подростков, несомненно, сегодня является злободневной проблемой. Также не подлежит сомнению и тот факт, что социально-педагогическая профилактика играет важнейшую роль по предупреждению и профилактике девиантного поведения.

Организация воспитательного процесса с девиантными подростками связана как с предупреждением отклонений в поведении, так и с педагогической, психологической коррекцией. Под предупреждением отклонений в поведении детей и подростков следует понимать процесс локализации, блокировки отрицательных условий и обстоятельств, способствующих возникновению и проявлению отклонений в поведении и развитие положительных качеств личности. Педагогическая, психологическая коррекция — процесс преодоления отклонений в поведении подростка и нормализация его отношений с окружающей средой.

Профилактика отклонений в поведении подростка - многогранный и сложный процесс. Успех его зависит от положительного решения целого ряда комплексных задач, связанных с проблемами нормализации внутрисемейных взаимоотношений, самочувствия в первичном воспитательном коллективе, уровня нравственной воспитанности развивающейся личности, координации совместных воспитательных усилий школы, семьи и общественности и т.д.

Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность[¹] . Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростками.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения.

Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Существуют различные формы и методы профилактической работы.

Первая задача — организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа [²](школа, класс) или конкретная личность

В рамках данной модели профилактика девиантного поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы -все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

 

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

Вторая задача профилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Здесь очень важна роль специалиста (социального педагога) [¹]

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запутывающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него,на выработку активной личностной  позиции.

   Третья задача профилактической работы -активное социальное обучение социально-важным навыкам.Данная модель преимущественно реализуется в виде групповых тренингов.В настоящие время распространены следующие формы:

1.Тренинг резистентности(устойчивости) к негативному социальному влиянию.В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение формируются навыки распознавания рекламных стратегий ,развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников ,дается информация  о возможном негативном  влиянии родителей и других взрослых (употр.алког.)

         2.Тренинг ассертивности или аффективно-целостного обучения

Основан на представлении ,что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями,для предупреждения данной проблемы подростков обучают распозновать эмоции и продуктивно справляться со стрессом.

     3.Тренинг формирования жизненных навыков .Под жизненными навыками понимаю наиболее важные социальные умения личности.Прежде всего,это умение общаться ,поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях.

    В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

    Четвёртая задача - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта задача реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к под­ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая задача - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение ребёнка, подростка достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества[¹]

 

Шестая задача - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах

 

общения и личностного роста, арттерапия все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.[²]

Седьмая задача - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению [³]

В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы данной работы:

-    комплексность   (организация   воздействия   на   различных   уровнях социального          пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

 

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Подводя итоги, необходимо отметить, что профилактическая работа с девиантными подростками, прежде всего направлена на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счёт проработки различных трудностей и проблем: поведенческих, эмоциональных, мотивационных, характерологических, информационных. Используя те или иные формы и методы профилактической работы, нужно учитывать, что они влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности подростка в целом.

 



[ ]              1              В.П.Боженов , Г.П.Давыдов , Г.П.Медведев; («Трудновоспитуемый подросток»)

[1]              В.С. Кукушина. Коррекционная педагогика \ Ростов-на Дону 2010 с.91-93

[¹]              Выготский Л.С. «Педагогическая психология»М.,1991.С.19-25

[¹]              Макаренко А.С. «О воспитании».М.: «Политизат»,1998,256С,С156

 

[¹]              Клейберг Ю.А «Психлогия девиантного поведения»:Учебное пособие для вузов.-М.,2001.С238

[¹]              Змановская Е.В «Девиантология»:учебное пособие для студ.высших учеб.заведений.5-е издание ,5-е издание .,стер.-М,-Издательский центр «Академия»,2008.-288с

[²]              Егоров А.Ю,Игумнов С.А. «Расстройства поведения подростков:клинико-психологические аспекты».-СПБ.,1997 .,С 123-154

[¹]              Менделевич В.Д «Психология девиантного поведения»:учебн пособие -,СПБ.,1998

[¹]              Катаева-Вангер А.А «Трудный возраст:подростки сегодня» пособие для учителей и родителей -М.:Школьная пресса ,2002.-112с.(«Воспитание школьников».Вып.25)

[²]              Клейберг  Ю.А. «Психология девиантного поведения»:учебн.пособие для вузов.М.,-2001

[³]              Егоров А.Ю,Игумнов С.А. «Расстройства поведения подростков:клинико-психологические аспекты».-СПБ.,1997 .,С 172-173


Информация о работе Особенности психологического воспитания запущенных младших школьников и профилактика работы с ними