Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:22, курсовая работа
Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
психологической защиты
1. Исторический аспект вопроса……………………………………5
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и организация исследования……………………………….20
2.2. Получение результатов………………………………………………22
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………… 32
Приложение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новгородский
Государственный университет
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра
психологии
Особенности
психологической защиты в период
кризиса среднего возраста.
Курсовая работа
По
специальности 030300 - Психология
Великий Новгород
2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
психологической защиты
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и
организация исследования………………
2.2. Получение
результатов………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение.
Вопрос проявления психологической защиты в период кризиса среднего возраста, безусловно, популярен и общественно значим в наше время.
Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы.
Средний возраст может быть для человека периодом расцвета в личной жизни, в карьере и в творчестве. В других случаях люди, оценивая пройденный путь, приходят к тому, что «жизнь прошла, время потеряно», встают на путь стагнации, перестают развиваться. Тогда доминирующими состояниями в общем фоне настроений становятся чувство одиночества, эмоциональной изоляции и депрессия.
С точки зрения социальной значимости тема так же является актуальной, т.к. в современном мире чаще всего кризис среднего возраста возникает у мужчин, поскольку главное их предназначение – реализация себя на работе. У женщин несколько другая направленность творчества – женщина вынашивает, рожает и воспитывает ребёнка. Но поскольку современная женщина стремится реализовать себя на работе наравне с мужчиной – в довесок к мужскому труду, она зачастую получает и кризис среднего возраста.
Средний возраст охватывает период жизни примерно от 38 до 45 лет, но продолжительность его может меняться в зависимости от того, как конкретный человек реагирует на разнообразные социальные, физические и психологические признаки его наступления. Окажется ли средний возраст временем дальнейшего роста или периодом кризиса середины жизни, зависит от того, как люди реагируют на его наступление.
Об
этом можно судить по проявлениям
различных психологических
На основе анализа литературы, посвященной проблем проявления психологической защиты в период «кризиса среднего возраста» мною была выдвинута гипотеза о том, что психологическая защита в период от 38 до 45 лет наиболее ярко выражена как у мужчин, так и у женщин.
Цель моей работы заключается в том, что я хотела бы рассмотреть: в чём заключается «кризис среднего возраста», рассмотреть причины возникновения и выявить психологические защиты, присуще этому возрастному периоду.
Объектом моего исследования являются мужчины и женщины 38 – 45 лет, и мужчины и женщины 30-35 лет.
Предметом моего исследования являются особенности психологической защиты в период «кризиса среднего возраста».
Исходя из цели моей работы, можно выделить следующие задачи:
-
каким образом психологическая
защита влияет на период
- рассмотреть характерные особенности этого периода
-
изучить психологические
-
провести исследование и
-
узнать, есть ли отличия в
Глава
I. Теоретический анализ
проблемы проявления
психологической защиты
в период «кризиса среднего
возраста».
«Впервые понятие «защита» 3. Фрейд использовал в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы».По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. В современной психологии представления о связи защиты с экстремальными ситуациями и о смягчении с ее помощью конфликтов сохранились, а положение о врожденном разнообразии форм защиты у конкретного человека подверглось коррекции.
Свои фундаментальные положения о защите 3. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами — обратимыми расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, нарушения телесных и вегетативных функций. В основе этой болезни лежит переживание человеком внутреннего конфликта — столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. 3. Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые ограждают сознание человека от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов зашиты сопровождается субъективным ощущением облегчения •— снятия напряжения. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функции «Я» — сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.
Было показано, что включение защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к появлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных обстоятельствах. При этом вторжение защиты может сопровождаться формированием специфических, «условно желательных» симптомов, которые вовлекаются человеком в решение ситуации, связанной с конфликтом, и тоже частично снижают внутреннее напряжение.
Постепенно большинство исследователей склонилось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключаются в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Расширение представлений о защите связано с именем дочери. Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 1940-х годов. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности. В базовую концепцию отца она внесла определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта ц непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. И, наконец, она дала первую развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».
А. Фрейд разделила механизмы защиты па группы и выделила перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы. Они обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально, то есть находится в предельно возможном соответствии с реальностью. В результате нежелательная информация может игнорироваться (не восприниматься); будучи воспринятой — забываться, а в случае допуска в систему запоминания — интерпретироваться удобным для человека образом. В этих формах преобразования травмирующей человека информации наибольшие вопросы вызывала группа перцептивной защиты. Оставалось непонятным: как можно защищаться от того, что еще и не воспринято?
Однако и эта позиция впоследствии была надежно подтверждена. Экспериментальные исследования Э. А. Костандова убедительно доказали существование физиологической основы для реализации перцептивной защиты. Анализ реакций человека на еще не осознаваемые стимулы обнаружил существование особо чувствительного механизма, который на основе еще не достигшей сознания информации способен с помощью лимбической системы оценить эмоциональное значение раздражителя, при необходимости повысить порог восприятия и тем самым вызвать соответствующую его переоценку.
Всего
Анна Фрейд описала пятнадцать защитных
механизмов. Она же наиболее полно проработала
вопрос о последовательности их созревания».
[9, 15-17]
1.1.2.
Понятие и виды
психологической
защиты.
«Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, катарсис, отчуждение.
Как указывал 3. Фрейд, основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. Поэтому ликвидация тревога и избавление от страха — это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов. Фрейд различал три вида тревоги (страха): реалистический страх (перед реальной опасностью внешнего мира), моральную тревогу, или чувство вины (перед лицом собственной совести, внутренней цензуры своих идеалов и ценностей), и невротическую тревогу (перед силой и характером собственных страстей и желаний).
Информация о работе Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста