Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:22, курсовая работа
Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
психологической защиты
1. Исторический аспект вопроса……………………………………5
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и организация исследования……………………………….20
2.2. Получение результатов………………………………………………22
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………… 32
Приложение
Страх приобретает новые формы с развитием человека. Сначала это биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).
Таким
образом, по Фрейду, принцип организации
психологической защиты можно выразить
формулой: «Нет страха и тревоги — нет
защитных механизмов». Возникновение
в онтогенезе различных
типов тревоги стимулирует
развитие разновидностей
защитных механизмов.
При этом вначале страх и тревога побуждают
человека включать механизмы защиты неосознанно
и только потом они начинают действовать
сознательно и целенаправленно. Фрейд
связывает это с такими функциями психики,
как уравновешивание, приспособление
и регуляция». [9, 14-15]
Б.Г. Мищеряков и В.П. Зинченко дают следующее понятие:
«Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряжённых с внутренним или внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.
Ситуации,
требующие психологической
В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и Л.М. Балабанова рассматривают психологическую защиту как «специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанные с осознанием конфликта. Функция психологической защиты заключается в ограждении сферы сознания от негативных травмирующих переживаний.[3, 142]
Наиболее полно активность системы психологической защиты отражается в структурной теории «Защиты эго» Р. Плутчика, согласно которой психологическая защита выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликтной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряжённости, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности». [2, 70]
С точки зрения В.Г. Каменской, «психологическая защита – это абсолютно объективно существующая реальность, неподвластная сознательному контролю и управлению, особенно в момент своего включения во внешние конфликты, а так же во всех фазах развития внутреннего конфликта.
Основная роль – примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации и доминирующей мотивации или столкновении с противоположными потребностями партнёров по общению».[2, 72]
«В
своё время Анна Фрейд пыталась выделить
основные наборы психозащитных техник
на каждом этапе жизни, хотя и признавалась,
что подобная хронологическая классификация
– одна из самых неясных областей психоанализа.
Однако исследовательница сделала ряд
ценных наблюдений относительно возрастной
динамики использования некоторых психологических
защит. Например, она заметила, что с возрастом
интенсивность, качество и функция такого
защитного механизма, как фантазия, меняются.
Затрудняясь выделить чёткие возрастные
границы, за пределами которых инстанция
Я уже теряет возможность с помощью фантазии
преодолевать неудовольствие реальных
ситуаций, А. Фрейд утверждает, что удовлетворение
через фантазию во взрослом состоянии
теряет свою невинность. Фантазмы и продукты
реального мышления у взрослых уже не
могут мирно ужиться друг с другом. Отношения
между ними самые непримиримые, они осуществляются
по принципу «или- или»(или фантазии или
реальность). Прорыв к удовольствию с помощью
иллюзорных образований сознания открывает
взрослому человеку путь к психозу».(5,
161-162).
1.1.3. Механизмы психологической защиты.
«В
настоящее время большинство исследователей
рассматривают психологические защитные
механизмы в качестве процессов
интрапсихической адаптации
личности, за счет подсознательной
переработки поступающей
информации. В этих процессах принимают
участие все психические функции: восприятие,
память, внимание, воображение, мышление,
эмоции. Но каждый раз основную часть работы
по преодолению негативных переживаний
берет на себя какая-то одна из них. (Например,
переориентация внимания при отрицании,
забывание при подавлении, построение
логических доводов для оправдания своих
поступков при рационализации.) Включаясь
в психотравмирующей ситуации, защитные
механизмы выступают в роли своеобразных
барьеров на пути продвижения информации.
В результате взаимодействия с ними тревожная
для личности информация либо игнорируется,
либо искажается, либо фальсифицируется.
Тем самым формируется специфическое
состояние сознания, позволяющее человеку
сохранить гармоничность и уравновешенность
структуры своей личности.
Такое защитное внутреннее изменение
рассматривается как особая форма приспособления
человека к среде. Принципиально важно,
что все эти процессы — неосознаваемые.
После осуществления проекций, относясь к ним как к внешним, человек избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, поскольку он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих.
6. Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону— не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, то есть почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.
В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.
7. Отчуждение — это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.
8. Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.
Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения — импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.). Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.
9. Сновидение — вид замещения, в котором происходит переориентация, то есть перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем больше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.
10. Сублимация — это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, то есть с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество. Сублимация — это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату.
Информация о работе Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста