Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:22, курсовая работа

Описание

Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
психологической защиты
1. Исторический аспект вопроса……………………………………5
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и организация исследования……………………………….20
2.2. Получение результатов………………………………………………22
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………… 32
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    Страх приобретает новые  формы с развитием  человека. Сначала это биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).

    Таким образом, по Фрейду, принцип организации  психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги — нет защитных механизмов». Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов. При этом вначале страх и тревога побуждают человека включать механизмы защиты неосознанно и только потом они начинают действовать сознательно и целенаправленно. Фрейд связывает это с такими функциями психики, как  уравновешивание, приспособление и регуляция». [9, 14-15] 

    Б.Г. Мищеряков и В.П. Зинченко дают следующее  понятие:

    «Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряжённых с внутренним или внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.

    Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся  угрозой целостности личности, её идентичности и самооценки. Эта субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности, или несоответствием поступающей из вне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я. Психологическая защита направлена, в конечном счёте, на сохранение стабильности самооценки личности, её образа Я и образа мира, которое достигается:

  1. устранением из сознания источников конфликтных переживаний
  2. их трансформацией таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликтов
  3. специфические формы реагирования (поведение), снижающие остроту переживания, угрозы ил внутриличностные конфликты». [8, 172]

    В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и Л.М. Балабанова рассматривают  психологическую защиту как «специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанные с осознанием конфликта. Функция психологической защиты заключается в ограждении сферы сознания от негативных травмирующих переживаний.[3, 142]

    Наиболее  полно активность системы психологической защиты отражается в структурной теории «Защиты эго» Р. Плутчика, согласно которой психологическая защита выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликтной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряжённости, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности». [2, 70]

    С точки зрения В.Г. Каменской, «психологическая защита – это абсолютно объективно существующая реальность, неподвластная сознательному контролю и управлению, особенно в момент своего включения во внешние конфликты, а так же во всех фазах развития внутреннего конфликта.

    Основная  роль – примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации и доминирующей мотивации или столкновении с противоположными потребностями партнёров по общению».[2, 72]

    «В своё время Анна Фрейд пыталась выделить основные наборы психозащитных техник на каждом этапе жизни, хотя и признавалась, что подобная хронологическая классификация – одна из самых неясных областей психоанализа. Однако исследовательница сделала ряд ценных наблюдений относительно возрастной динамики использования некоторых психологических защит. Например, она заметила, что с возрастом интенсивность, качество и функция такого защитного механизма, как фантазия, меняются. Затрудняясь выделить чёткие возрастные границы, за пределами которых инстанция Я уже теряет возможность с помощью фантазии преодолевать неудовольствие реальных ситуаций, А. Фрейд утверждает, что удовлетворение через фантазию во взрослом состоянии теряет свою невинность. Фантазмы и продукты реального мышления у взрослых уже не могут мирно ужиться друг с другом. Отношения между ними самые непримиримые, они осуществляются по принципу «или- или»(или фантазии или реальность). Прорыв к удовольствию с помощью иллюзорных образований сознания открывает взрослому человеку путь к психозу».(5, 161-162). 

    1.1.3. Механизмы психологической  защиты.

    «В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности, за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. (Например, переориентация внимания при отрицании, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своих поступков при рационализации.) Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде. Принципиально важно, что все эти процессы — неосознаваемые. 

    
  1. О т р и ц а  н и е – это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от неё. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия.
  2. В ы т е с н е н и е  связано с избеганием внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания не информации о  случившимся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознанно, хотя бы частично, а запрещённым стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. При подавлении страх блокируется путём забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциация.
  3. П о д а в л е н и е как и вытеснение, предполагает, что защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при её переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определённой силы
  4. Р а ц и о н а л и з а ц и я – это защита, связанная с осознанием и использованием только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счёт рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Одна из разновидностей рационализации – уклончивость.
  5. П р о е к ц и я – вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью прикладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», - а окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько,  чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к собственным представлениям и состояниям наружу.

    После осуществления проекций, относясь к  ним как к внешним, человек  избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, поскольку он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих.

    6. Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону— не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, то есть почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

    В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

    7. Отчуждение — это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

    8. Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.

    Особенности защитного поведения людей с  акцентуацией защиты по типу замещения — импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.). Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

    9. Сновидение — вид замещения, в котором происходит переориентация, то есть перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем больше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.

    10. Сублимация — это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, то есть с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество. Сублимация — это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату.

Информация о работе Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста