Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:22, курсовая работа

Описание

Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
психологической защиты
1. Исторический аспект вопроса……………………………………5
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и организация исследования……………………………….20
2.2. Получение результатов………………………………………………22
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………… 32
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    11. Катарсис — защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической зашиты. Следует особо подчеркнуть, что катарсис несет с собой очистительный эффект. Катарсис — это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее». [9, 22-25]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.
 

    «Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствам!' жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д.

    Постепенное построение и перестраивание социального  понимания и поведения плохо вписывается в теорию стадий. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.

    Наиболее  противоречивые оценки возрастного  развития касаются так называемого кризиса середины жизни или кризиса сорока лет. Этот термин был введен Левинсоном. Представление о кризисе середины жизни стало популярным и общеупотребимым. Однако многие исследователи сомневаются в том, что о кризисе середины жизни можно говорить как о чем-то происходящем в норме и со всеми людьми, в том числе потому, что люди, зная о том, что в 40-45 лет наступает кризис, склонны усугублять собственные проблемы, квалифицируя собственные переживания как проявления кризиса, в то время как на самом деле не испытывают кризисных переживаний.

    Левинсон, однако, ввел представление не об одном (наиболее известном) кризисе, а о  трех - переход к ранней взрослости, переход к средней взрослости, переход к поздней взрослости. При этом для того, чтобы стать по-настоящему взрослым, мужчине необходимо справиться с четырьмя задачами: увязать мечты и реальность, найти наставника, обеспечить карьеру, наладить интимные отношения.

    Исследования  Левинсона исходно были проведены  на мужском контингенте испытуемых. Это обстоятельство вызывало постоянную критику, и в результате в настоящее время появились исследования, в которых испытуемыми стали женщины. Обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.

    Огромные  различия обнаружились в том, какие  мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские - в подавляющем большинстве - с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить работу ради детей или с разводом, новым браком.

    В связи с критикой в адрес нормативно хронологически определенных кризисов взрослости Г. Крайг в своей книге «Психология развития» описывает эти явления под симптоматичным названием «Миф о кризисе середины жизни». Она рассматривает две модели переходного возраста - модель перехода и модель кризиса.

    Модель  перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются, и потому человек оказывается способным справиться с ними.

    Модель  кризиса - противоположная. При кризисном  течении середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность справиться с возможными проблемами - разводами, потерей работы, с физиологическими признаками надвигающейся старости.

    В противопоставлении этих моделей сразу  же бросается в глаза и заведомо негативное понимание самого термина  «кризис». Кризис понимается как такое  преодоление важного жизненного рубежа, при котором возможны осложнения, дискомфорт, ощущение утраты и т.д. Такое понимание характерно практически для всех работ западных авторов. Термин «кризис» также весьма часто трактуется как синдром, характеризующий неблагоприятное течение возрастного (или биографического) перехода». [11, 81-82]

    «В отечественной психологии первым понятие «кризис» ввёл Л.С. Выготский. В ходе онтогинетического развития личности он выделил стабильные и переломные критические периоды жизни. Эти переломные критические периоды  отделяют один стабильный период от другого и являются наиболее ответственными, повторными пунктами развития. Именно эти критические, переломные периоды Л.С. Выготский обозначил словом кризис. В современной отечественной психологии проблематика жизненных кризисов представлена в работах Ф.Е. Василюка и в исследованиях, посвящённых психологии жизненного пути личности. Можно сказать, что главный смысл кризиса состоит в том, что именно в этот период решается, каким путём пойдёт дальнейшее развитие личности». [10, 103]

    В.Н. Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О. Гордеева и Л.М. Балабанова определили возрастной кризис как «особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимых для нормального, поступательного хода личностного развития. Они могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания».[3, 205] 

    1.2.1. Психологические  особенности кризиса  среднего возраста. 

    «Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию.

    Согласно  Э.Эриксону, зрелость охватывает время  от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

    В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

    а) развитие прекращается, заменяется простым  изменением отдельных психологических характеристик;

    б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;

    в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его  характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев).

    Но  для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

    Е.Е. Салогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:

    Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

    Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

    В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик впервые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

    Во  взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

    * умение брать на себя ответственность;

    * стремление к власти и организаторские  способности;

    * способность к эмоциональной  и интеллектуальной поддержке других;

    * уверенность в себе и целеустремленность;

    * склонность к философским обобщениям;

    * защита системы собственных принципов  и жизненных ценностей;

    * способность сопротивляться проблемам  реальности с помощью развитой  воли;

    * формирование индивидуального жизненного  стиля;

    * стремление оказывать влияние  на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

    * реализм, трезвость в оценках  и чувство «сделанности» жизни;

    * стабилизация системы социальных  ролей и др. (Е Л. Сапогова).

    Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную(профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес*. Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

    Существует  мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

    Главные проблемы кризиса  среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

    Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления». [1, 216-217]

    Так же можно отметить, что «основная задача развития в зрелостиактивное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нём и через духовную активность – установление контакта с внешним миром.

    Освоение  внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте и юности, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости.

    Важность  доступа человека к своим духовным силам подчеркивал Б.Ливехуд. Он предлагал условную диаграмму человеческой жизни, согласно которой примерно до 20 лет психическое и духовное развитие осуществляются прогрессивно вслед за физической эволюцией. От 20 до 40 лет психическое и духовное развитие также взаимосвязаны с физическим развитием. Однако после 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за эволюцией духовной. Получается, что к середине жизни должно быть накоплено столько духовных сил, чтобы они могли перевесить влияние инволюции сил физических и повести за собой общее психическое развитие человека. К сожалению, в нашей культуре, ориентированной, прежде всего на освоение мира физического, мы слишком часто наблюдаем именно первый путь, который впоследствии приводит к тому, что поздние годы жизни человека — старость — становятся трагическими, наполненными разочарованиями и тоской по прошлому». [12, 99]. 

1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека в период кризиса среднего возраста. 

Информация о работе Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста