Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что его проявления- одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.
Введение
Глава 1. Понятие синдром гиперактивности и дефицита внимания в дошкольном возрасте
1.1 Обоснование понятия и теоретические подходы к проблеме СДВГ в отечественной и зарубежной науке
1.2 Проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания
1.3 Этиология развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ
Глава 2. Особенности проявления СДВГ в детском возрасте
2.1 Психологические, поведенческие и эмоциональные характеристики дошкольников с СДВГ
2.2 Особенности коррекции детей с синдромом СДВГ
Заключение
Список литературы
Приложение
Функциональное упражнение «Кто летает?». Цель: развитие концентрации внимания.
Дети садятся на полу полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки, если не летает — руки у детей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
Когнитивное упражнение «Визуализация перемещений». И.п. — сидя на полу.
Детям предлагается представить себя в любом месте земного шара. Для этого необходимо ощутить себя легко плывущим над Землей, почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки
7. Коммуникативное упражнение «Сороконожка».
Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего.
По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем
приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д.
Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить
«Сороконожку».
Коммуникативное упражнение с правилами «Путаница».
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу кто как может. Задача водящего распутать детей в круге.
Релаксация «Ковер-самолет».
Инструктор: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Занятие 12
Растяжка «Снеговик». И. п. — стоя.
Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.
Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п, — сидя на полу.
Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
«Змейка».
«Массаж ушных раковин».
«Паровозик».
«Рисующий слон».
«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча — вдох, голова на груди — выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча — вдох и т.д.
Функциональное упражнение «Что слышно?». Цель: развитие концентрации внимания.
И.п. — сидя на полу. Инструктор предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя.
Когнитивное упражнение «Визуализация Волшебника».
И.п. — сидя на полу. Детям предлагается представить перед собой доброго и мудрого человека, которому можно задавать любые вопросы. Необходимо внимательно «слушать» ответы Волшебника. Он может рассказать необычайную историю.
Функциональное упражнение «Рубка дров». Цель: элиминация агрессии.
И.п. — стоя. Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.
Коммуникативное упражнение «Тачка».
Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
Релаксация «Раскачивающееся дерево».
И. п. — стоя, Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.
Занятие 13
Растяжка
«Кошка». Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.
Дыхательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.
Глазодвигательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;
глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;
глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык влево: вдох — пауза
в исходное положение — выдох — пауза;
глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык вправо: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.
Усложнение — на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен вслух произносить «хве».
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
•«Змейка». Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
« Массаж ушных раковин».
«Паровозик».
«Рисующий слон».
«Сова».
5. Функциональное упражнение «Считалочки-бормоталочки». Цель: развитие концентрации внимания.
И.п. — сидя на полу. Инструктор просит детей повторить фразу: «Идет бычок, качается». Они должны несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносят про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произносят вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это выглядит следующим образом:
Идет бычок, качается.
Идет бычок (хлопок).
Идет (хлопок) — (хлопок).
(Хлопок)— (хлопок)— (хлопок). Возможные варианты считалочек-бормоталочек:
Ехал грека через реку.
Ехал грека через (хлопок).
Ехал грека (хлопок) — (хлопок).
Ехал (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.
Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).
Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).
Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок)—(хлопок).
Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
(Хлопок)— (хлопок)— (хлопок)— (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Коммуникативное упражнение с правилами «Животные».
Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д. Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
Функциональное упражнение «Тух-тиби-дух». Цель: элиминация агрессии.
В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.
Функциональное упражнение «Танцы-противоположности». Цель: элиминация агрессии и импульсивности.
Участники разбиваются на пары. Под ритмичную музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой — веселый. Через 1 —2 минуты участники меняются ролями. Затем предлагаются другие пары чувств: смелый — трусливый, спокойный — агрессивный, злой — добрый.
Релаксация «Море».
И.п. — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совер-шает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки,
резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
Занятие 14
Растяжка «Половинка». И. п. — сидя на полу.
Дыхательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Вдыхать левой ноздрей, выдыхать через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.
Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
И. п. — сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
«Змейка».
Усложнение—упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
«Массаж ушных раковин».
«Паровозик».
«Рисующий слон».
«Сова».
Когнитивное упражнение «Визуализация водопада».