Особенности развития и пути коррекции дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что его проявления- одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие синдром гиперактивности и дефицита внимания в дошкольном возрасте
1.1 Обоснование понятия и теоретические подходы к проблеме СДВГ в отечественной и зарубежной науке
1.2 Проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания
1.3 Этиология развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ
Глава 2. Особенности проявления СДВГ в детском возрасте
2.1 Психологические, поведенческие и эмоциональные характеристики дошкольников с СДВГ
2.2 Особенности коррекции детей с синдромом СДВГ
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2.doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

3.              Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния
здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема
цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;

в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;

в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей, т.е. в каждом детском коллективе 2-3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

раскрытие темы: Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что его проявления-одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [4, с. 56].

По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от£де 2в^учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети не чем не отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», « «двигательная расторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует

подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева) называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более. И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000 [15]. Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности - ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Кондратенко В.Т., 1988; Егорова М.С., 1995; Ковалев В.В., 1995; Горьковая И.А., 1994; Григоренко Е.Л., 1996; Захаров А.И., 1986, 1998; Fischer М., 1993) [6, 10]. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (Заваденко Н.Н., 2000). В hoдростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркот^ес^килувеще/Уваш что опособётвУЭг развитию деликвентного )пов/йейи i (Бтазгутяов 1|Д1.,(К^а(гиковаЁ.В^ООЛшЭДя/Яих^ бкальшеигтапени, меък для щ сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич^.Д/1998) [1

 

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997; Разумникова О.М., Голошейкин С.А., 1997; Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П., 2001) [15, 9, 10]. Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В. 1999) [21].

Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А.В., 2002; Пылаева Н.М., Ахутина ТВ., 1997; Обухов Я.Л., 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. В то же время, отсутствуют программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанные на мультимодальном подходе [19]. Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований дана характеристика СДВГ детей школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

-заключение: Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям,^мсг7готшсожн1лй--— ззраст - важный-нериод рагвиЦм личности ребеш^^кц^ладмпенсатотайф воз_М2жирсти щаг^лгаш^^что позволяет пред^тврат^^^^^^щование=с^о&£ш^;Ш^л<

4ения раэвизда^арушежищо^^ения.



 

-^пршсже^езалаггщш^уш^! о школятся и синдрома, 3 связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрельжылсших мозговых функций. В^е2й2*врел#я-Г5с1ю^

врзр^стаТкогда н&йервьш план^ыступ^ютч'Ьу^              Ввил^ этого,

в^жнбе гграктиче^оеЛначениеу«егадня прицбретают вопросы организм
псю&ажщ|чехже4НгмЪяти^              с Сдн!, ориентированной на

райнтй

Синдром СДВГ исследуется различными авторами, такими как Брязгунов И.П., Заваденко Н.Н., Дробинская А.О., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Никанорова М.Ю., Политика О.И., Сиротюк А.Л. и многие другие, но нет единого понятия СДВГ, хотя наиболее приемлемой является точка зрения Мониной Г.Н.

В детском возрасте СДВГ проявляется особо ярко, разглядеть этот синдром в ребенке можно по его поведению, причем с самого рождения. Новорожденные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень беспокойные дети, они постоянно в движении и их не возможно туго пеленать, они часто и громка плачут, подрастая они очень любознательны, за такими детьми нужен «глаз да глаз», они везде лазят, все „ — разбирают, изучают, бегают, прыгают- такие дети очень сильно выматываютАяшдгза день, они постоянно просят, что бы с ними играли, бегали и прыгали. Они не могут сидеть на месте не минуты, их постоянно нужно чем то увлекать, что бы заострить их внимание на нужной деятельности. Такие дети по интеллектуальному уровню не чем не отличаются от обычных детей, но в силу их повышенной активности у них возникают трудности с учебой и с коллективом в котором они существуют.

-Выводы: На основе вышесказанного мы сделали выводы, что основанием для появления и проявления СДВГ могут служить как социальные так и биологические факторы развития личности, возможно и приобретение данного синдрома в следствии органического поражения мозга при родах и в дальнейший период развития ребенка.

Дети с СДВГ не имеют интерлектуальных отклонений, полноценно функционировать и адаптироватся в социальной среде им мешает повышенная мышечная активность.

И если выявление этого отклонения произвести на раннем этапе развития ребенка, то коррекция СДВГ даст высокие результаты, что позволит ребенку успешно адаптироватся в обществе и даст возможность полноценно взаимодействовать с социальным окружением.

 

Коррекционных методов очень много от установления нормированного режима дня, до психотерапевтического и медикаментозного вмешательства. В зависимости от сложности ситуации, но чаще всего достаточно поведенческой коррекции через совместную работу педагога, родителей и психолога школы. Можно выделить следующие методы: поведенческая психотерапия, специальное обучение, двигательная активность, игровые упражнения по контролю движений ребенка, аутотренинга для релаксации и контроля над эмоциями ребенка и т.д.



 

 

 

 

 

 

На основе вышеизложенного мы сделали выводы, что проявления тревожности и агрессивности у детей в семье и детском доме различны. У ребенка из детского дома все усугубляется отсутствием семейного окружения, ласки, теплоты и понимания, и коррекция данного поведения намного сложнее, чем у ребенка, воспитывающегося в семье.

Но коррекция в любом случае обязательна. В приложениях мной предложена программа коррекции тревожности у подростков.



 

 

 

 

 



 

 



Информация о работе Особенности развития и пути коррекции дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности