Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание

Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированность личности во многом определяет жизненный путь индивида. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»
Поэтому цель данного исследования: выявить особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации.

Содержание

Введение (стр. 3)
Понятие и определение одаренности у детей (стр.5)
Развитие одаренного ребенка и его самооценка (стр.6)
Особенность адаптации одаренных детей (стр.9)
Проблемы развития личности одаренного ребенка (стр.10)
Заключение (стр.14)
Литература (стр.15)

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Череповецкий  государственный университет 
 

Гуманитарный  институт

Кафедра связей с общественностью 
 
 
 
 

Реферат 

по психологии и педагогике 

Тема: «Особенности развития личности одаренного ребенка  и его проблемы социализации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнила:  

                                             Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Череповец, 2008 г. 

     Содержание 

     Введение (стр. 3)

     Понятие   и определение одаренности у  детей (стр.5)

     Развитие  одаренного ребенка и его самооценка (стр.6)

     Особенность адаптации одаренных детей (стр.9)

     Проблемы  развития личности одаренного ребенка (стр.10)

Заключение (стр.14)

Литература (стр.15)

 

      Введение

       Человек, восприятие  которого хронически

       опережает его  возможности, всегда  находится под  стрессом 

     Лета  Холлингзуорт

       Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированность личности во многом определяет жизненный путь индивида. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития» (1, с. 44-45).

          Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.В.Захарова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.). Исследователи отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ''одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством'' (5, с. 158). Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностные факторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер).

          От уровня развития и сформированности  личности зависит эволюция одаренности.  Известный в психологии факт  утраты ярких способностей к  моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

     Вообще  в последнее время пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» стало очень модно — даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. Но нельзя забывать, что одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по  духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны.

     Поэтому цель данного исследования: выявить особенности развития  личности одаренного ребенка и его проблемы  социализации. 
 
 

 

      Понятие   и  определение одаренности  у детей 

     ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]

     Одаренность детей может быть установлена  и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны  чрезвычайными возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные   годы стремительное   умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад   детских лет в становление интеллекта. [2, c. 14] 

     Основная  трудность выявления в пору детства  признаков одаренности и состоит  в том, что в них непросто выделить индивидуальное, то, что не зависит от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность— это внутреннее условие умственного роста. Творческие устремления ребенка также могут быть отнесены к предвестникам одаренности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. [2, c. 24]

     В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, имеются лишь альтернативные подходы к решению проблемы.

     Первый  подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции  в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

     Второй  подход понимает одаренность как  дар «свыше» (Богом, родителями и  т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.

     Как ранее было сказано, выявить одаренность  не так просто. Но есть и «отличительные признаки».

     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [3. c, 24]

     Одаренных детей, как правило, отличает высокая  любознательность и исследовательская  активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей  повышена биохимическая и электрическая активность мозга. [2, c. 79]

     Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение  их активности чревато негативными  реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. [3. c, 27]

     Чаще     всего внимание к     одаренным  детям    привлекает их большой     словарный  запас и умение ставить вопросы.   Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать   их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той  сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. [2, c.13]

     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты  относительного постоянства  индивидуальности у детей, опережающих  в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

     Развитие  одаренного ребенка  и его самооценка

     Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

     К.Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей  в обретении ребенком положительного Я, основы личного сознания бытия  незаменима, а позаботиться о физическом развитии, интеллектуальном росте или  о совершенствовании его особого таланта могут и другие люди.

     Школа оказывает существенное влияние  на формирование Я-концепции ученика. В современной школе ценится  умение соответствовать нормам и  правилам, заведенным в образовательном  учреждении, верные ответы, хорошая  успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны.

     Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают  его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.

     Р.Бернс  считает, что школа, прежде всего, главный ценностью считает проявления вербального интеллекта, на другие способности практически не обращается внимания и ничего не делается для их развития. Такого рода таланты остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладает интеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой деятельности, что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия.

     Если  ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся  личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие.  

     В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит  свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и  в процессе формирования личности.

     Процесс обучения для детей становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.

Информация о работе Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации