Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание

Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированность личности во многом определяет жизненный путь индивида. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»
Поэтому цель данного исследования: выявить особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации.

Содержание

Введение (стр. 3)
Понятие и определение одаренности у детей (стр.5)
Развитие одаренного ребенка и его самооценка (стр.6)
Особенность адаптации одаренных детей (стр.9)
Проблемы развития личности одаренного ребенка (стр.10)
Заключение (стр.14)
Литература (стр.15)

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     Уровень интеллектуального развития позволяет  одаренным детям анализировать  собственно поведение, но в силу нормального  возрастного эгоцентризма они нуждаются  в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совместимость поведенческих  моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек.

     Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что  они уже в курсе того, о чем  говорится, и готовы завершить мысль  собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять.

     Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся  продемонстрировать свое понимание. Такой  «перебивающий», преждевременный ответ  является отражением стандартной скорости восприятия собеседников.

     В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и все  другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой  же скоростью. Здесь ребенку не хватает  терпения, которое имеет место  не только в общении со сверстниками, но и на уроках в школе, в общении с взрослыми.

     Также причиной отсутствия взаимопонимания  служат издевка, высмеивание окружающих.

     Одаренные дети стремятся сделать больно в  ответ, используя разящее оружие двух видов – богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

     Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие  не поощряется, что его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в качестве своего оружия выбирает слово.

     Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям.

     Помочь  ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должны родители.  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, проблема одаренных детей заключается  в том, что далеко не все из них проявляют себя как одаренные в будущем. Именно сложности, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении таких детей, являются фактором, блокирующим развитие способностей, не позволяющим раскрыть творческий потенциал ребенка и даже подавляющим уже имеющуюся одаренность.

     На  рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям  как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов.

     Высокие способности — это та платформа, на которой одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности. Без этого можно вырастить Виртуоза, но не Творца. И в заключении хотелось бы привести цитату из книги Эрики Ландау «Одаренность требует мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными… Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     
  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
  4. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. – 784 с.
  7. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.
  8. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
  9. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 1996. – 414 с.  – (Семейный альбом).
  10. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
  11. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
  12. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  13. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.
  14. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.
  15. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.
  16. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
  17. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные

Информация о работе Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации