Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть и сравнить существует ли проблема адаптации работников на предприятиях нефтеперерабатывающего завода и моторного завода.
Введение. 3
1.Понятие адаптации. 4
2. Цели адаптации 5
3. Виды адаптации и стадии адаптации 7
4. Этапы адаптации 9
5. Адаптация сотрудников различных уровней. 11
а) адаптация молодых специалистов 11
б) Адаптация новых сотрудников. 15
в) Адаптация руководителей. 17
7. Управление адаптацией работников 19
8. Оценка результатов адаптации 22
Глава 2. Методология исследования 24
2.1. Цель, задачи, гипотеза 24
2.2. Порядок проведения исследования 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 27
Заключение. 28
Вывод: 29
Список литературы: 30
[Введите текст]
Курсовая работа
Особенности социально-психологической адаптации сотрудников разных предприятий.
Ярославль, 2010
Оглавление
Введение. 3
1.Понятие адаптации. 4
2. Цели адаптации 5
3. Виды адаптации и стадии адаптации 7
4. Этапы адаптации 9
5. Адаптация сотрудников различных уровней. 11
а) адаптация молодых специалистов 11
б) Адаптация новых сотрудников. 15
в) Адаптация руководителей. 17
7. Управление адаптацией работников 19
8. Оценка результатов адаптации 22
Глава 2. Методология исследования 24
2.1. Цель, задачи, гипотеза 24
2.2. Порядок проведения исследования 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 27
Заключение. 28
Вывод: 29
Список литературы: 30
За последние годы в нашей стране произошли серьёзные изменения в экономической, социальной, и культурной жизни. В данных условиях, в которых оказалась современная Россия в рассмотрении нуждается не только адаптация новых сотрудников, но и адаптация давно работающего персонала к новым условиям труда.
Важнейшим аспектом в психологии труда является трудовая адаптация различных категорий работников. Для эффективной работы персонала важна адаптация. Успешная адаптация работников благотворно влияет на функционирование тех или иных предприятий, кроме того, хорошо адаптированные работники отличаются, как правило, более высоким уровнем удовлетворенности своей трудовой деятельностью и жизнью в целом. Все это свидетельствует о важности исследований трудовой адаптации работников.
Для исследования
проблемы адаптации, рабочего персонала
были выбраны два крупных
Цель работы:
Рассмотреть и сравнить существует ли проблема адаптации работников на предприятиях нефтеперерабатывающего завода и моторного завода.
Существуют множество
Психологический аспект А. (частично
перекрывается понятием Адаптации
социальной) - приспособление человека
как личности к существованию
в обществе в соответствии с требованиями
этого общества и с собственными
потребностями, мотивами и интересами.
Процесс активного
Для данной работы наибольший интерес представляет трудовая адаптация. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в которой, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.
Поступая на работу,
человек активно включается
в систему профессиональных
и социально-психологических
Однако при поступлении на работу
человек уже имеет
В основание у многих авторов поставлены одни и те же задачи перед целями адаптации, мы сделали общую интерпретацию целей всех авторов:
Все цели адаптации сводятся
к наиболее эффективной работе
адаптируемого персонала в
Рассмотрим основные виды
адаптации, какие цели они преследуют,
и какие трудности могут
Выделяют профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.
Профессиональная адаптация включает освоение профессии, ее тонкостей, специфики, приобретение необходимых навыков, приемов, способов принятия решений. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности. Критерием уровня профессиональной адаптации является полное овладение избранной специальностью, которое выражается в эффективной и качественной работе.
Психофизиологическая адаптация включает приспосабливание работника к санитарно-гигиеническим условиям (температура, влажность и т.д.), режиму работы, содержанию и характеру труда (индивидуальный -коллективный, ручной - автоматизированный). Такого рода адаптация протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций и характеристики самих условий.
Социально-психологическая
Стадии адаптации
В процессе адаптации работник проходит стадии ознакомления, приспособления, ассимиляции и идентификации. [1]
На стадии
приспособления происходит постепенное
привыкание, усвоение стереотипов. Продолжительность
– до одного года. В течение этого
периода достигается
Стадия ассимиляции (слияние, усвоение) предусматривает полное приспособление к среде. Происходит постепенная интеграция работников в организацию.
На стадии
идентификации (отождествление) работник
отождествляет личные цели с целями
коллектива. По степени идентификации
различают три категории
По уровню различают первичную и вторичную адаптацию. [2] Первичная адаптация - приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности.
Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности. Они, как правило, меняют объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителей.
Роль руководителя в процессе адаптации. Процесс адаптации становится эффективнее, если в нем участвует руководитель. В его обязанности входит проведение предварительной работы с тем, чтобы новичка хорошо встретили, назначение наставника, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно часто видеться с работниками, узнавать об успехах и помочь устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (буквально в течение месяца) составить представление о его сильных и слабых. сторонах, взаимоотношениях в коллективе.
Руководителю целесообразно
Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа. [3]
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.
Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала [3].
Смена этапов вызывает трудности,
называемые “адаптационные кризисы”,
поскольку воздействие
В журнале
«Молодой специалист» (№13 (99) 2004г.) [8]очень
хорошо рассмотрена адаптация
Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле - юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания учебного заведения считаются выпускники высших и средних специальных учебных заведений, окончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие государственные экзамены.
Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации сотрудников разных предприятий.