Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитания в детских оздоровительных лагерях сегодня становится всё более актуальной.
Подписав «Конвенцию о правах ребенка», государство законодательно дало право ребёнку на образование и отдых детей в специальных учреждениях. Также государство взяло под свою опеку непривилегированные категории детей, которые получают защиту и помощь, предоставление возможности летнего отдыха.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции…………………………….7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и
этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся[5].

Воспитательная система имеет определенную структуру. Ее компоненты:

      цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

      субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

      рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

      среда системы, освоенная субъектом;

      управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

        Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

        На разных этапах развития воспитательной системы позитив­ную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Так, на этапе становления системы интеграция спо­собствует созданию стабильной среды развития личности, усвое­нию норм поведения, способов деятельности и стилей общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать ак­тивность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления, свободного выбора и т.д.

Опыт показывает, что воспитательная система проходит в сво­ем развитии три основных этапа.

        Первый этап – становление системы. В качестве важной со­ставляющей этого этапа следует выделить прогностическую ста­дию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической кон­цепции будущей воспитательной системы, моделируется ее струк­тура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются сти­ли общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы убежде­ния, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.

        Второй этап – отработка системы. На этом этапе происхо­дит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправле­ния, утверждаются системообразующие виды деятельности, при­оритетные направления функционирования системы, закрепля­ются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагоги­ческих технологий. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятель­ности, общения, опыта общественного поведения, стимулирова­ния и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагоги­ческого управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педаго­гического коллективов.

Третий этап – окончательное оформление системы. На дан­ной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, свя­занных единой целью, общей деятельностью, отношениями со­трудничества, творчества. В центре внимания здесь – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной лично­сти, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опи­рающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, са­моразвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитатель­ная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

    На последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явле­ний и иногда ведет к так называемому кризису системы. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе, остановке в совер­шенствовании деятельности (содержания и методики), к дефици­ту творчества и новизны. Выход из создавшегося положения — об­новление системы на основе реформ, развития творчества, созда­ния инновационных психолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров [5].

       Этапы развития воспитательной системы сообразуются со ста­диями развития коллектива, являющегося ее ядром. Движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит кол­лектив единомышленников. Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит прежде всего от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы.

        Итак, можно говорить об определенной технологии и мето­дике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи, формулировке основных целей и за­дач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимо­действия, определении и использовании вариативных педагоги­ческих технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий.

        Таким образом, воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на ос­нове принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей

 

 

        В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

          Скаутизм как добровольное движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с прин­ципами и методами, изложенными в его программных докумен­тах. В них реализуются две концепции – человеческого достоин­ства и целостности окружающего мира.

        Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему, направ­ленную на разностороннее развитие и воспитание личности (раз­витие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 – 8 человек. Скаутом мо­жет стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Все­мирной организации скаутского движения и действующий в соот­ветствии с ее принципами.

        Основные принципы скаутизма – патриотизм, аполитич­ность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содер­жание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом зна­ний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентиро­ваны на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.

        Организационной основой воспитательной систе­мы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это само­анализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.

        Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь го­тов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, фор­ма, галстук, значок и др. [5].

        Пионерская организация как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образова­нием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союз­ного государства и обновлением России.

        Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление воспитательной системы) связан с дея­тельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Россий­ский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвер­дил основные положения ее программы, принципы деятельно­сти, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Про­грамма организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.

        В качестве цели создания пионерских лагерей рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интере­сы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забо­та о всеобщей грамотности.

        К основным принципам деятельности были отнесены: коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет воз­растных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерыв­ность деятельности.

        Содержание деятельности пионерской организации определя­лось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были еже­дневная помощь трудовому народу, общественно-полезная рабо­та, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пио­неров созданы первые группы октябрят.

        К 1924 г. в стране насчи­тывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождают­ся традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, тра­диции сборов и пионерских костров и др.).

        В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пио­неров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Поло­жения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разно­образные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспе­диции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убежде­ние, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).

        Последующие этапы развития воспитательной системы пио­нерской организации характеризуются разносторонними направ­лениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интер­национальным, атеистическим, нравственным, трудовым, эсте­тическим, физическим [5].

        Еще одной системой является воспитательная система детского православного лагеря. В ней ребенок на какое-то время становится недоступен для многих институтов воспитания, которые окружают его в повседневном мире. Его привычный распорядок дня заполняется определенными мероприятиями, занятиями в уделах, беседами, общению со своими православными сверстниками и пр.

        Воспитательная система детского православного лагеря – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостную социально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания [1].

        Воспитательная цель детского православного лагеря является: содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.

        Церковноприходская жизнь детского православного лагеря самый важный компонент воспитательной системы. Целью в воспитательном процессе  является приобщение детей к тому, что ребенок видит в Церкви: предметы церковного обихода, иконы, и пр.

        Системность воспитательного процесса приводит к разрушению стереотипов – везде приходится вести себя одинаково. На этом этапе первостепенной задачей воспитателя является помощь ребенку остаться самим собой, а не начать играть одну определенную роль. Сделать это, возможно опираясь на системность педагогического воздействия.

Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря