Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитания в детских оздоровительных лагерях сегодня становится всё более актуальной.
Подписав «Конвенцию о правах ребенка», государство законодательно дало право ребёнку на образование и отдых детей в специальных учреждениях. Также государство взяло под свою опеку непривилегированные категории детей, которые получают защиту и помощь, предоставление возможности летнего отдыха.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции…………………………….7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и
этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
Мероприятия, проводимые в лагере, подобраны таким образом, что бы не только доставить детям радость, но и воспитать определенное качество. Например, «Веревочный курс» - мероприятие, направленное на сплочение детского коллектива, для того, чтобы пройти тот или иной конкурс, детям необходимо проявить заботу о ближнем, иначе просто ничего не получиться.
Основные компоненты воспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг с другом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамики представляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единой воспитательной цели – содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
Таким образом, в основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация, общение, содержание, управление
В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.
Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.
Управление воспитательной системы рассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела, контроль и оценка результативности.
Функции управления воспитательной системы разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы – это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.
Организация воспитательной системы предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.
Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха) [5].
Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.
Главное - учитывать возраст и характер ребенка
0-3 года
Лет до двух-трех малышу лучше с мамой не разлучаться. Никакой свежий воздух, никакие воспитатели и даже самые заботливые бабушка с дедушкой не в состоянии создать ребенку тот психологический комфорт, который создает присутствие матери. И дело тут не только в материнской заботе, любви и ласке. На детей раннего возраста очень влияют многие другие психологические факторы, которые взрослые обычно не учитывают.
Вы никогда не задумывались, почему двух-трехлетки так часто просятся на ручки? Особенно в присутствии чужих, в чужой, незнакомой обстановке? Только ли из-за усталости? Но тогда почему тот же самый малыш дома резвится, носится, как ураган, ползает, прыгает, везде готов залезть и нисколько не устает? Конечно, тут дело не в усталости, а в том, что в состоянии тревоги, которую внушает маленьким детям чужая обстановка, им хочется прижаться к маме, почувствовать тепло ее тела, услышать знакомое сердцебиение.
За те девять месяцев, что ребенок находится в материнской утробе, он привык к ритму ее сердца, к звуку голоса. На руках у матери малыш быстро затихает, ее объятия успокаивают, снимают тревогу и боль. Во многих туземных племенах дети до 2-3 лет почти не слазят с матерей - малюток привязывают куском ткани и носят на спине или на боку. По наблюдениям очевидцев, такие малыши отличаются от европейских детей большей открытостью к миру, большей доброжелательностью и сообразительностью. Что неудивительно, ведь между ними и миром нет преграды из тревоги и страха. Они чувствуют себя гораздо защищенней, чем наши дети, которых рано спускают с рук и заставляют самостоятельно осваиваться в огромном, пугающе-непонятном мире (особенно городском!).
Так что молодым родителям лучше пожертвовать лишним медовым месяцем. Уж очень высока вероятность того, что они изведутся вдали от ребенка, мучаясь вопросами, как он там без них, все ли у него в порядке. Или же по возвращении домой мама с папой наживут себе массу дополнительных хлопот, поскольку им придется психологически реабилитировать малыша после пережитого стресса.
4-6 лет
Ребенок становится более самостоятельным, но еще не настолько, насколько этого хочется некоторым родителям. Эмоционально он по-прежнему очень от нас зависит. Матерей связывает с детьми этакая незримая пуповина. Мы мгновенно улавливаем их настроения, они - наши.
Повнимательней приглядитесь к ребенку, попытайтесь себе представить, как он будет чувствовать себя в отрыве от вас, среди чужих людей. Если он застенчив или конфликтен, плохо ладит со сверстниками, если не любит отпускать вас из дома, плачет, когда вы уезжаете даже на пару дней, значит, длительная разлука ему пока противопоказана. Психика детей этого возраста еще очень уязвима, и даже пустяковые, на взгляд взрослых, события способны спровоцировать неврозы, тики, астму невротического происхождения, заикание.
У некоторых детей расставание с мамой может даже вызвать потерю речи. Как произошло с четырехлетней Ирочкой, которую мама отправила на лето к бабушке. Девочка сперва перешла на односложные фразы (хотя до этого уже два года говорила прекрасно), а затем и вовсе умолкла. Полгода лечения почти не дали результатов. А ведь в среднем дошкольном возрасте, когда формируется запас слов и навыки общения с людьми, такой сбой очень опасен. У ребенка может даже возникнуть задержка умственного и психического развития.
Дети открытые, общительные легче переносят разлуку с родителями. Их вполне можно отправить на лето к родственникам. Что же касается санатория или оздоровительного лагеря, то я думаю, без проверки ребенка на прочность в детском саду, рисковать не стоит. Детсад - промежуточная ступенька между воспитанием в домашних условиях и длительным отрывом от дома. Если малыш эту стадию еще не прошел, результаты могут оказаться плачевными.
Куда бы вы ни отправили сына или дочку, старайтесь навещать их как можно чаще, по возможности не только в выходные. Приехав, не погружайтесь в бытовые хлопоты, а побольше играйте с детьми, сходите по грибы или по ягоды, устройте пикник, концерт, кукольный спектакль, шуточные соревнования - в общем, постарайтесь насытить этот день отрадными впечатлениями. А вечерком, если останетесь ночевать, полежите рядом, посекретничайте, почитайте интересную книжку. Помните, ласковое, доверительное общение с родителями гораздо важнее подарков и лакомств. А мы, наоборот, нередко им пренебрегаем, зато сумками привозим детям конфеты и бананы.
7-8 лет
В этом возрасте детей можно с легкой душой отправлять к бабушке или к другим близким вашей семьи. А вот в летний лагерь или санаторий я бы все равно посылать ребенка без особой нужды не стала. По крайней мере, если вы не уверены, что воспитатели смогут создать в отряде дружелюбную, поистине семейную атмосферу. Ведь младшие школьники как маленькие петушки: они часто еще не умеют договариваться и предпочитают решать дело кулаками. А это раздолье для "дедовщины", которая, конечно же, не является порождением только нашей армии, а существует везде, где ей дают волю. Особенно в детско-молодежной среде, не облагороженной влиянием взрослых. В среде, живущей по своим жестким, часто даже жестоким законам.
Я в полной мере испытала "дедовщину" на своем старшем сыне, в семилетнем возрасте отправив его в лагерь. Филипп был мальчиком общительным, но обидчивым, чересчур гордым. А в отряде попался "крутяк", который чувствовал себя неуязвимым, т.к. ему уже исполнилось девять. А главное, в лагере работала его мама. Юный "дед" начал помыкать ребятами: заставлял их стелить ему постель, отбирал гостинцы, всячески унижал, обзывал, бил. Ребята плакали, но терпели. Филипп же терпеть не захотел, а как следует дать отпор малолетнему "деду" не смог. Вожатые знали про это безобразие, но не пресекали его, не желая связываться. В результате, когда я через две недели приехала навестить сына, он был в очень подавленном состоянии, и мне пришлось забрать его домой. Но у ребенка еще долгое время был сильный лицевой тик. Как вы понимаете, такой "отдых" отнюдь не способствовал укреплению нервной системы.
Поэтому, навещая детей в лагере, обращайте внимание на изменение их поведения.
Далеко не все дети просятся домой, даже когда им в лагере невмоготу. Одни боятся отказа, другие не хотят огорчать родителей, третьи опасаются, что их будут ругать. В таких случаях ребята часто становятся тихими, вялыми, апатичными. Смотрят на родителей отсутствующим взглядом, отвечают односложно, не жалуются, но и не радуются. Им как будто безразличен мамин приезд.
Не обманывайтесь кажущейся сдержанностью ребенка. Подобное поведение обычно свидетельствует о психологической травме. Не тяните, срочно увозите дочь или сына из лагеря. Иначе будет совсем плохо.
А может, лучше не навещать ребенка?
Я не шучу. Такое мнение не редкость в среде воспитателей. "Да не травите вы ему душу! - говорят они. - Вас не было - он и не вспоминал. А приехали - расстроился, заплакал". В общем, с глаз долой - из сердца вон. И представьте себе, некоторые взрослые поддаются на уговоры, перестают приезжать к детям. А потом удивляются, отчего их ребятишки стали раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Но чему тут удивляться? Сами посудите, что думает ребенок, когда других навещают родители (не послушавшиеся "компетентных специалистов"), а его - нет? - "Бросили меня, не любят, я им не нужен, им лишь бы от меня избавиться..." А такие мысли куда страшнее, чем слезы при расставании с папой и мамой после радостной встречи.
Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?
На этот вопрос опять-таки разные люди отвечают по-разному. Некоторые считают, что ребенка не стоит заранее будоражить. Лучше поставить его перед свершившимся фактом - и все тут. Руководствуясь этой логикой, многие воспитательницы детских садов советуют родителям, собирающимся впервые привести туда свое чадо, не предупреждать сына или дочь о разлуке, а тихонько уйти, когда ребенок заиграется. Однако нередко после такого эксперимента ребятишки наотрез отказываются его продолжить и со слезами цепляются за мать, не отпуская ее от себя ни на минуту. По-моему, наоборот, ребенку следует как можно подробней рассказать о том, что его ждет в лагере, санатории и т.п. Больше всего нас страшит неизвестность, поэтому подробно расскажите, где он будет жить, какой у него будет примерный распорядок дня.
Какие-то ситуации можно даже проиграть в куклах или в лицах (актеры говорят "в живом плане"). Настраивайте детей на то, что поездка будет очень интересной, настоящим праздником. Побольше фиксируйтесь на деталях (если они, конечно, вам известны), ведь жизнь ребенка состоит из мелочей.
Мы и не заметим ежика в живом уголке, а ребенка будет тянуть туда, как магнитом. И потом, вспоминая летний отдых, он все уши прожужжит вам о том, какие были смешные повадки у ежа.
9-12 лет
На мой взгляд, это самый благоприятный возраст для пребывания в летнем лагере. Хотя, естественно, вам и теперь следует проявлять осмотрительность. В первую очередь советую обращать внимание на нравственный климат, царящий в коллективе. Поверьте, как и чем будут ребенка кормить, не так уж и важно. В конце концов, он же не на год туда отправится!
Куда важнее, чтобы сын или дочка не набрались в лагере всякой пакости, того, что называют дурными привычками.
Ну, а то, что дети без нас скучают... В этом возрасте немного поскучать по родителям полезно - больше будут ценить отца и мать. А то подростки подчас так привыкают к нашей забот, что воспринимают все как само собой разумеющееся.
Безусловно, и в этом возрасте дети не застрахованы от конфликтов. Порой достаточно острых. А родители часто предоставляют ребятам самим разрешать их. Особенно когда речь идет о мальчиках.
"Пусть учится отстаивать свои права, - говорят они. - Как он в армии служить будет?"
Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря