Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитания в детских оздоровительных лагерях сегодня становится всё более актуальной.
Подписав «Конвенцию о правах ребенка», государство законодательно дало право ребёнку на образование и отдых детей в специальных учреждениях. Также государство взяло под свою опеку непривилегированные категории детей, которые получают защиту и помощь, предоставление возможности летнего отдыха.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции…………………………….7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и
этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
При этом совершенно не учитывается, что 9-13-летним детям до армии еще жить и жить. И за эти годы психика ребят может укрепиться, они постепенно дозреют до возможности самостоятельно решать жесткие конфликты. Если же форсировать эту самостоятельность, человек может надломиться, ожесточиться, утратить веру в свои силы.
При воспитании детей взрослым очень полезно использовать прием психологического переноса. Конфликтная ситуация в летнем лагере, в отрыве от дома, штука очень тяжелая. Представьте себе аналогичную по тяжести ситуацию, в которой могли бы оказаться вы сами. Допустим, вас посылают в командировку в чужой город, где коллеги начинают вас изводить придирками, всячески вам пакостят и т.п. Уехать раньше времени вы не можете, поддержки ни от кого не получаете. Как вам такой вариант? Взрослый, оказавшись в подобном положении, может получить серьезное психическое расстройство. А тут ребенок...
Тем более что он ведь не на работе, а на отдыхе. За что ж ему, бедному, так страдать?!
13-16 лет
По логике вещей, чем старше становятся дети, тем безопасней отпускать их в летний лагерь. Но это логика сейчас не работает. В нашей жизни, где именно подростков подстерегает столько соблазнов и опасностей, отправлять ребят в "свободное плавание" бывает рискованно. Я знаю не один случай, когда именно в летних лагерях подростки впервые пробовали водку и наркотики, а также приобщались к другим сторонам взрослой жизни, к которым ребятам этого возраста приобщаться не следует. А уж если и вожатые попадаются "продвинутые", "успех предприятия" гарантирован. Как вам, например, такая игра "на снятие сексуального напряжения", предложенная одним молодым педагогом, увлекавшимся новомодными методиками? Подростки целуют куклу и передают ее друг дружке по кругу. А на следующем круге нужно поцеловать в то же самое место уже не куклу, а соседа или соседку. Что и говорить, очень раскрепощает.
"Не понимаю, что с ребятами стряслось? - волновался наутро директор, не ведавший о смелых психологических экспериментах вожатого. - Никогда у нас такого не было, чтобы мальчишки по ночам в палату к девочкам лазили, а тут как с цепи сорвались".
А вот что рассказал опытный педагог Алексей Юрьевич Соловьев, некогда проработавший вожатым пятнадцать смен в пионерлагерях и недавно решивший тряхнуть стариной: "Раньше подготовка воспитателей везде была очень высокой. Новый воспитатель попадал в уже сложившийся коллектив и если с чем-то не справлялся, его тут же подменяли более опытными людьми. Сейчас ситуация принципиально другая. Среди воспитателей много случайных людей, не имеющих педагогического образования и опыта работы с детьми. Просто им захотелось отдохнуть заодно со своим ребенком по льготной цене или немного подработать. Среди них немало таких, кого вообще, по-моему, к детям подпускать нельзя! У нас в лагере, например, все педагоги курили. Я, наверное, был единственный некурящий. Ну, и какая борьба с курением будет в таких отрядах? Естественно, никакой! Весь лагерь, от мала до велика, курил. Зайдешь в корпус, где живет человек триста, все прокурено насквозь, дышать нечем. А еще была молодая пара "воспитателей", гордо заявлявшая всем, что у них "гражданский брак". Когда мы приехали в лагерь, их больше всего беспокоило не то, как разместятся дети, а совсем другое: выделят ли им на двоих общую кровать. И отвоевав ее, они успокоились. Эта сладкая парочка сама постоянно дымила, и, естественно, половина детей в их отряде не расставалась с сигаретами.Точно такое же попустительское отношение было и к выпивке. Однажды я увидел выпивших ребят из другого отряда. Привел к воспитателю, передал с рук на руки и не успел отойти, как слышу слова воспитателя: " Да ладно, не обращайте внимания на этого идиота!"
Еще одно тяжелое впечатление поджидало Алексея Юрьевича по вечерам. В лагере каждый вечер устраивалась дискотека. И именно на это время обычно назначался педсовет, так что следить за детьми было практически некому. А на дискотеку, валом валили местные парни: кто с пивом, а кто и с водкой.
"То есть, как?- изумилась я. - В детский лагерь приходили посторонние?" - "А вы разве не знали? - в свою очередь изумился он.- Сейчас это распространено чуть ли не повсеместно. Разве что только в каком-нибудь военном городке по-другому. И наши детишки оказываются в очень опасной ситуации. Представьте себе: темно, грохочет музыка, общий психоз, некоторые дети танцуют абсолютно непристойные танцы, раздеваясь почти догола и изображая в танце постельные сцены. Другие на это смотрят, пытаются подражать. Наверное, не все понимают истинный смысл подобных телодвижений, но в любом случае, ничего душеполезного в этом нет. Ну, а разгоряченные напитками местные жители начинают обхаживать девочек, тянут в кусты... И все это никого не волнует! Даже если администрация лагеря приглашает милиционера следить за порядком, он озабочен только тем, чтобы не было драк. А детский разврат - это теперь не по его части. Я наведывался и в соседние лагеря. Везде одна и та же картина".
Алексей Юрьевич на вечерние педсоветы не ходил, а бегал с фонариком вокруг танцплощадки. Наткнется на парочку в траве - освещает ее, чтобы понять, не из его ли отряда девочка. Ведь родители доверили ему детей, и он считал своим долгом доставить их в Москву в целости и сохранности. Но такой "ненормальный" он был там один. Остальные воспитатели поднимали его на смех. Никто не видел в поведении детей ничего зазорного.
"Да о чем говорить, - вздохнул, завершая свой невеселый рассказ, Алексей Юрьевич,- если самый опытный педагог лагеря, шестидесятилетняя женщина в двадцатипятилетним стажем работы в детском саду, принимала участие в капустнике и, задирая перед ребятами юбку, пела голосом Пугачевой, что она "мадам Брошкина"! Когда видишь такое, то понимаешь, что это фатально..."
Так что я сейчас ни за что на свете не послала бы ребенка в светский лагерь. Только в православный - и то будучи уверена, что это не просто вывеска.
А вообще-то, 13-16-летние дети еще с большим удовольствием проводят лето с родителями. Почему бы не насладиться этими мгновениями? Кто знает, повторятся ли они еще когда-нибудь? Ведь окончив школу, ребенок, вполне вероятно, будет предпочитать летний отдых с друзьями. А вам останется лишь сожалеть, что вы торопили события и недостаточно ценили его общество. Лучше не жить по поговорке "что имеем - не храним, потерявши - плачем"...
Заключение
Таким образом, современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.
Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
С видоизменением самих воспитательных систем изменяются и задачи, связанные с ними. Можно выделить ряд задач, которые должен ставить перед собой современный летний лагерь:
максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворению интересов;
широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей;
воспитывать детей с учетом национальных традиций проживавших на данной территории народов.
Создавая условия для творческого развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогика приобретает все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей.
Литература
1. Алехина, Е.В. Организационно-деятельностные особенности
функционирования православного детского лагеря/ Е.В. Алехина// человек и
общество: история и современность: межвузовский сборник научных
трудов.- Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В.
Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
3.Буданова, Г.С. Летняя страна детства/ Г.С. Буданова// народное образование.
– 2001.- №3.- с. 26-34.
4. Лазарева, А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева,
З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников.-
1998.- №2.- с. 17-21.
5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 144 с.
6. Новикова, Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система/
Л.И. Новикова, Соколовский М.В.// общественные науки и современность.-
1998.- №1.- с. 132-143.
7. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. пособие/
М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
8. Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова.–
М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
9. Таран, Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского
оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование.- 2004.- №3.- с.
89-94.
10. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого: Учебно-практическое
пособие для организаторов летнего отдыха детей/ Т.А. Юзефавичус.- М.:
Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.
Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря