Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, отчет по практике
Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
- ознакомиться с особенностями работы психолога;
- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической
Введение
Отчет по практике
Заключение
Для оценки слухоречевой памяти был выбран и использовался тест (приложение 7), который состоит из пяти списков по 10 слов в каждом: в первом -- только существительные, во втором -- прилагательные, в третьем списке -- глаголы, в четвертом чередуются вышеуказанные части речи, в пятом -- бессмысленные псевдослова, предполагающие опору на механическую память. Процедура проведения диагностики основывается на поочередном предъявлении ребенку для запоминания пяти серий слов, начиная с первой группы. Порядок предъявления серий ребенку постоянен: существительные, прилагательные, глаголы, смешанная серия и псевдослова.
Оценка произвольного внимания. Механизмы произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте сформированы еще не полностью, поэтому дети одного возраста характеризуются довольно существенными отличиями в его функционировании. Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Чаще всего для этого используют одно из заданий тестов Д.Векслера - так называемую корректурную пробу, или, как ее еще называют, шифровку (приложение 8).
Диагностика развития вербального интеллекта. Для оценки вербального интеллекта применяется «игра в слова» (приложение 9).
Диагностика эмоционально-мотивационной готовности. Существенной стороной подготовки старших дошкольников к освоению учебной деятельности является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика. Центральным элементом чего является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. В связи с этим существенно оценить выраженность той и другой для того, чтобы можно было бы компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу время дефицит учебной мотивации. Для этого проводим оценку игровой и учебной мотивации с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова (приложение 10).
Следует заметить, что произвольность поведения, без которых невозможно эффективное освоение учебной деятельности, может сформироваться на основе относительно высокой эмоциональной стабильности. В связи с этим, существенной задачей в системе оценки готовности ребенка к обучению в школе, является определение устойчивости к эмоциональным влияниям интеллектуальной деятельности. Для ее оценки предлагается модель речевой деятельности, состоящая из трех серий идентичных заданий, две из которых выполняются на фоне эмоционального подкрепления.
В качестве диагностики интеллектуальной деятельности использовался направленный ассоциативный эксперимент с ответной реакцией в виде антонима (список слов для каждой серии более длинный и включает 60 слов, хорошо знакомых детям).
Затем по результатам комплексной диагностики:
- формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
- заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
- строится индивидуальный профиль готовности,
- определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.
По результатам диагностирования необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.
Родителям также были предложены методические рекомендации, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Наша задача не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком (Приложение 11).
Заключение
Основным направлением деятельности психолога детского учреждения являются проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Ведущий акцент в работе делается на выборе психологических средств диагностики.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Выбор конкретных методик диагностического исследования в период прохождения практики, осуществлялся под руководством психолога МДОУ и зависел от темы практического задания, а именно диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. С помощью методов диагностики было доказано, что своевременная диагностика позволяет выявить те показатели психологической готовности к обучению в школе, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе и развивать, создавая для этого необходимые условия.
Значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог-психолог должен не только квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития для повышения уровня готовности к школьному обучению.
Кроме того, в течение всей практики принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.
Работая по программе практики, я пришла к выводам:
- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;
- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
Приложение 1
СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»» Ю.В. Кутузова «»2007 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» Г.И. Орликова « » 2007 г |
Должностная инструкция педагогу-психологу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка»
1. Общие положения.
1.1.Педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» (далее по тексту МДОУ) относится к категории специалистов, принимается на должность и увольняется приказом заведующего МДОУ.
1.4.Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги детского сада по вопросам психологической поддержки воспитанников.
1.5.В своей деятельности педагог-психолог руководствуется
-Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
1.6.Педагог-психолог должен знать:
-Конвенцию ООН о правах ребенка;
-общую психологию, педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, патопсихологию, психосоматику, психодиагностику, психопрофилактику;
-дошкольную педагогику;
-образовательные программы и авторские технологии дошкольного воспитания;
-культуру труда и служебную этику;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.7. Педагог-психолог обязан соблюдать Конвенцию ООН о защите прав детей.
2.Функции.
На педагога-психолога возлагаются функции:
2.1.Осуществление деятельности по обеспечению психологического, соматического и социального благополучия воспитанников ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении.
2.2.Изучение психолого-медико-
2.3.Формирование психологической культуры воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников.
2.5. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о защите прав ребенка.
2.6.Установление сотрудничества с органами
психолого-медико-
3.Должностные обязанности.
Для выполнения возложенных на него функций педагог-психолог обязан:
3.1 Проводить:
-индивидуальную и групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;
-наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определять особенности их развития;
-анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
-индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к детскому саду;
-индивидуальную и групповую диагностику с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;
-психологическое обследование ребенка при переходе в новую возрастную категорию с целью определения динамики его психического развития;
-специальные обучающие развивающие занятия и игры для детей, по результатам диагностики;
- тренинги и другие методы активного обучения для педагогов и родителей по изменению стиля воспитательных воздействий;
-определение умственной, личностной и социально-психологической готовности детей к школьному обучению и учебной деятельности для оптимального выбора учебного заведения.
3.2.Выявлять: