Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, отчет по практике
Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
- ознакомиться с особенностями работы психолога;
- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической
Введение
Отчет по практике
Заключение
Рабочие зоны детского психолога
Первая зона - пространство взаимодействия с детьми
Мебель и оборудование |
Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер. Видео и магнитофоны. Кассеты с разнохарактерными видео и музыкальными произведениями. |
Стимульный материал |
Стимульный материал к диагностико-коррекционными методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией. |
Технический материал |
Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики. Картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата. |
Вспомогательный материал. |
Набор объемных геометрический форм (куб, цилиндр, призма, конус). Набор плоскостных мозаик их картона и пластмассы. Мелкодетальный конструктор типа «Лего». Несколько атрибутов сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов - заместителей. Простые детские музыкальные инструменты. 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы, журналы. |
Вторая зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги)
Мебель и оборудование |
Мягкий диван или кресло (малогабаритные). |
Стимульный материал |
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам. |
Вспомогательный материал |
Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетенции, школьной готовности, адаптации к социальным условиям. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждений (центры, консультации, больницы, поликлиники) |
Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога
Мебель и оборудование |
Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс. |
Технический материал |
Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера |
Вспомогательный материал |
Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности |
Интерпретационный материал |
Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности. |
Приложение 5
Функциональные зоны кабинета психолога детского сада
Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).
Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, по вопросам школьной готовности и т.д.
Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки. Поскольку дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.
Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.
Игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.
Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.
Яркое цветовое решение зоны игровой терапии в стиле детского пространства.
Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении использовались спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательные элементы: фитодизайн, водопады и фонтанчики, музыкальное сопровождение включает записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.
Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей - здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.
Зона недирективной терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Здесь разместили «Центр воды и песка». Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть вставлена емкость для воды, в другую насыпан песок, а третья часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы (камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом -- игрушки для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки). Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.
В этой же зоне мы выделили место для «боксерской груши». Стены и пол обшили мягким покрытием. Размер и вес груши подбирали соответственно возрасту детей. Детям очень нравится снимать агрессию в этом уголке.
Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.). Материал содержит:
1) нормативную документацию: Закон РФ об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, положение о психологической службе в системе образования, положение о практическом психологе, квалификационная характеристика практического психолога образования, положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;
2) специальную документацию: психологические заключения, коррекционные карты, выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития;
3) организационно-методическую документацию: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в ДОУ, график работы, годовой план работы, план работы на месяц, журнал и бланки психологических запросов, отчет о проделанной работе (по итогам года), литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, картотека тестов, диагностические методики и программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности, игры на развитие психических процессов и общение.