Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:09, отчет по практике
Цель практики – освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, формирование механизмов профессиональной деятельности в условиях реальной организации, закрепление знаний и умений, полученных в условиях теоретической и практической учебной деятельности, развитие профессиональных качеств в соответствии с требованиями к личности и умениям практического психолога.
Задачи:
отработка навыков профессиональной деятельности клинического психолога;
закрепление теоретических знаний и применение их в практической и исследовательской деятельности;
освоение функций и обязанностей клинического психолога в условиях организации;
- Изучить этические нормы клинического психолога;
- проведение исследования копинг-поведения по теме выпускной квалификационной работы;
- подготовка отчета по практике и его защита.
Введение
План
Дневник прохождения практики
Отчет о проделанной работе
Выводы
Заключение
Методика очень проста. Обследуемому дают листок чистой бумаги и карандаш и говорят, что сейчас он услышит слова, для запоминания которых он должен сделать какой-нибудь несложный рисунок. Инструкцией предусматривается, что качество рисунка никакой роли не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, обследуемого предупреждают, что совершенно недопустимо для запоминания прибегать к словесным или буквенным обозначениям.
Слова, к которым образуются вспомогательные рисунки-пиктограммы, подготавливаются заранее. При этом учитывается возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Обычно вначале называют слова более конкретного содержания, а затем, убедившись, что исследуемому доступно выполнение задания, переходят к абстрактным словам, например: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.
Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм исследующий должен располагать параллельными наборами понятий, используемых для опосредования. Всего обследуемому называют 10—15 слов. Обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.
В протоколе опыта записываются рассуждения больного, объясняющие связь между словом и рисунком. Впоследствии обследуемого просят по рисункам воспроизвести соответствующие слова. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначать слово символом, насколько возрастают при этом его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый при подборе пиктограмм,— соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по «слабому» признаку. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние обследуемого.
Как уже указывалось, по результатам исследования можно судить о логической памяти обследуемого — насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их.
Всего в течение практики было проведены 3 основные методики для проведения исследований по теме выпускной квалификационной работы: 1. методика Преодоление трудных жизненных ситуаций; 2. методика Доминирующая стратегия психологической защиты; 3. методика Способы преодоления негативных ситуаций
Методика Преодоление трудных жизненных ситуаций. Данная методика - русскоязычная версия немецкого опросника SVF120 В.Янке и Г.Эрдманна.
Перевод и адаптация - Н.Е.Водопьяновой.
Апробация и валидизация
Представленный опросник служит для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий) с помощью 20 шкал и 5 утверждений в каждой.
Результаты исследований показали, что опросник обладает достаточно высокими психометрическими качествами. Специально проведённое авторами адаптации исследование на выборке 120 человек подтвердило надёжность и валидность российской версии опросника, показав высокую ретестовую надёжность как для отдельных пунктов, так и для шкал опросника, а также близость эмпирических распределений значений шкал к нормальному.
Таким образом, полученные данные могут рассматриваться как устойчивые - репрезентативные по отношению к генеральной совокупности и могут служить основой для определения тестовых норм для работников социальных профессий.
Валидность по содержанию устанавливалась при помощи тестов SACS и опросника WCQ Лазаруса и Фолькмана.
Полученные коэффициенты валидности выявили значительную опосредованность линейных корреляций между показателями копинг-стратегий
Шкалы методики
Позитивные стратегии
Шкалы 1-10 методики касаются действий,
которые направлены на уменьшение (снижение)
стресса и принципиально
Когнитивные стратегии
Шкалы 1-3 касаются когнитивных стратегий преодоления стресса в смысле снижения его значимости (защита)
Обращение к позитивным ситуациям
Шкалы 4-7 показывают тенденцию к отвлечению от стресса, то есть обращению к позитивным ситуациям, состояниям, исключающим стресс.
Действия по контролю ситуации
Шкалы 8-10 касаются действий по контролю стрессовой ситуации, вызванных ею собственных реакций и необходимого в этом случае приписывания себе способностей для его определения.
Негативные стратегии
Шкалы 13-20 касаются путей преодоления стресса, которые могут усилить стресс.
40 % пациентов за время прохождения практики выбрали стратегии по обращению к позитивным ситуациям; 50% - негативные стратегии; 10% - позитивные стратегии.
Методика Доминирующая стратегия психологической защиты.
Описание методики. Методика предназначена для диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении, позволяет определить тип защитного механизма человека.
В основе защитной деятельности (психологического дискомфорта) или повышения самооценки лежит защита посредством искажения процесса отбора и преобразования информации.
Благодаря этому сохраняется соответствие между имеющимися у индивида представлениями об окружающем мире, себе и поступающей информации.
Психологическая защита рассматривается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) с целью ослабления их психологически травмирующего воздействия на личность.
Такие негативные чувства, как тревога, страх, гнев, стыд, стресс вызывают в личности адаптивные процессы переоценки значения ситуации, отношений, представлений о себе в целях ослабления психологического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки.
Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологической защиты.
Механизмы психологической защиты действуют на уровнях восприятия и трансформации.
Общей чертой защитного механизма
является отказ личности от деятельности,
предназначенной для
Данная методика измеряет 3 типа стратегии защиты:
1.Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.
Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности.
Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства.
В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору собеседника, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое "Я".
Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты.
Важно еще иметь подходящий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный.
Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.
Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие.
Скорее всего, его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии.
В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная.
В конце концов не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, - главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.
Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты "Я", пригодная во всех случаях.
Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита.
Победитель не должен становиться трофеем.
Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).
Таким образом стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности.
2. Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.
Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его "Я" подвергается атакам.
При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.
Почему он так поступает? Причины этому бывают разные.
Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида.
У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.
Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его "Я". Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний.
Очевидно, нужна еще и воля.
Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я».
Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».
Избегание не требует особых умственных
и эмоциональных затрат, но оно
обусловлено повышенными
3. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности).
Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию состояния.
Психологически агрессивное
Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-то значимой цели;
- способа психологической
- способа удовлетворения.
Информация о работе Отчет по практике в психиатрической больнице