Отчёт по учебно-ознакомительной практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:01, отчет по практике

Описание

Цель прохождения учебно-ознакомительной практики: познакомиться с работой психолога, научиться наблюдать, понимать и анализировать деятельность педагога-психолога Дошкольного образовательного учреждения.
Задачи учебно-ознакомительной практики состоят в следующем:
1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;
2. Освоение профессиональной этики;
3. Ознакомление со спецификой работы психолога в Дошкольном образовательном учреждении;
4. Анализ профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения;
5. Ознакомление с требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации;

Работа состоит из  1 файл

Отчёт по учебно-ознакомительной практике.docx

— 50.69 Кб (Скачать документ)

                                        ВВЕДЕНИЕ

     Я проходила учебно-ознакомительную практику на базе  Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №26 «Добрынюшка», расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 36; под руководством педагога-психолога – Кирюшиной Галины Владимировны, психолога третьей категории.

     Цель  прохождения учебно-ознакомительной  практики: познакомиться с работой психолога, научиться наблюдать, понимать и анализировать деятельность педагога-психолога Дошкольного образовательного учреждения.  
 Задачи учебно-ознакомительной практики состоят в следующем:

     1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

     2. Освоение профессиональной этики;

     3. Ознакомление со спецификой работы психолога в Дошкольном образовательном учреждении;

     4. Анализ профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения;

     5. Ознакомление с требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации;

     6. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической диагностики: формирование умений наблюдать и протоколировать ход диагностической работы, анализировать полученные данные, психологическое заключение, планировать дальнейшую психологическую работу;

     7. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической коррекции (развивающей работы): формирование умений наблюдать и протоколировать ход коррекционной работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу;

     8. Осуществление пассивного участия  в процедуре психологической  адаптации (развивающей работы): формирование умений наблюдать  и протоколировать ход адаптационной  работы, анализировать полученные  результаты, планировать дальнейшую  психологическую работу.

     Этапы учебно-ознакомительной  практики:

     В период прохождения практики с 23 ноября 2009 года по13 декабря 2009 года под руководством практического психолога  я осуществила:

     1. Знакомство с кабинетом психолога: оборудованием, рабочими зонами и особенностями их использования;

     2. Знакомство с методической литературой  педагога-психолога ДОУ;

     3. Знакомство с документацией психолога данного учреждения;

     4. Знакомство с целями, задачами и основными направлениями работы педагога-психолога и их непосредственным осуществлением в практической работе:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- адаптационно-развивающая  работа;

- консультативная работа;

- психологическая профилактика.

     5. Знакомство с процедурой анализа материалов психологической работы в ДОУ.

     Работа  педагога-психолога  в детском саду строится по нескольким направлениям:

     1. Методологическая работа (районные методические объединения и городская ассоциация педагогов-психологов);

     2. Работа с педагогическим коллективом (педагоги-воспитатели и администрация ДОУ);

     3. Работа с воспитанниками детского сада;

     4. Работа с родителями воспитанников.   

      

     РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ  ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ  ПРАКТИКИ

      23 ноября 2009 г. (понедельник)

      В первый день практики я познакомилась  с заведующей детского сада №26, с методистом и с педагогом-психологом – Кирюшиной Галиной Владимировной, психологом третьей категории, стаж работы – 3 года. Она продемонстрировала мне свой кабинет, расположенный на втором этаже детского сада. Кабинет психолога разделён на три зоны:

  1. Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска;
  2. Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы с книгами и документами;
  3. Зона релакса – кресла, цветы, ковёр.

     Мебель  расставлена функционально, кабинет  вполне уютный, хотя и не очень просторный. Температура в кабинете хорошая – не душно, не жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура весь год благоприятная. Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах.

     Я познакомилась с методической литературой, находящейся в кабинете. Это книги по следующим направлениям:

   - Общая психология; 

   - Социальная  психология;

   - Психологические  процессы;

   - Методология;

   - Диагностика;

   - Коррекция;

   - Педагогическая  психология;

   - Основы  медицинской психологии;

   - Основы  конфликтологии;

   - Возрастная  психология;

   - Методическое  обеспечение (учебники);

   - Периодические  издания по психологии;

   - Периодические  издания для ДОУ.

      Психолог  ознакомила меня с документацией:

     1. Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год;

     2. План работы педагога-психолога на каждый месяц учебного года отдельно;

     3. План коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста;

     4. План адаптационно-развивающих занятий педагога-психолога для детей раннего возраста;

     5. Перспективный план работы психолога  с детьми старшего дошкольного  возраста для формирования интеллектуальной  готовности к школе;

     6. Протоколы бесед и наблюдений, результаты диагностических исследований;

     7. Карты первичного приёма (карты приёма родителей воспитанников ДОУ);

     8. Лист коррекционных занятий (для каждого ребёнка индивидуально);

     9. Журнал учёта групповых форм педагога-психолога (список групп ДОУ);

     10. Папка работы с родителями воспитанников (лекции для выступления на родительских собраниях; описание консультаций родителей);

     11. Папка работы с педагогами (лекции для выступлений на педсоветах; описание консультаций педагогов-воспитателей; практикумы для педагогов);

     12. Психологическая информация для родителей (вывешивается на стенды);

     13. Анализ психологической службы за учебный год (выводы: описание того, что сделано за учебный год, на что нужно обратить внимание и что предстоит сделать в следующем учебном году) (см. Приложения).

     24 ноября 2009 г. (вторник) 

     Я присутствовала на групповом диагностическом обследовании детей подготовительной группы. Исследование проводилось с помощью Методики экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина) (см. Приложения). Цель данного обследования: выявить уровень развития интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста: эрудиции (осведомлённости) и словарного запаса, логического мышления и математических способностей. Тест даёт хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребёнка.

     Обследование  проводилось в кабинете для детей подготовительной группы №6. В диагностике принимало участие 7 детей в возрасте 6-7 лет. В данной дошкольной группе есть дети, которым ещё не исполнилось 6 лет, они обследуются индивидуально рядом специально подобранных для их возраста методик и не допускаются к исследованию с помощью МЭДИС.

     При групповом обследовании экспериментатору необходима помощь ассистента. Этим ассистентом  была я. Мы расставили парты так, чтобы  ни один из испытуемых не смотрел в  тетрадь соседа, разложили бланки с субтестами, на обложке которых заранее были указаны фамилия и имя тестируемого ребёнка. Затем мы рассадили детей за нужные парты. В начале тестирования психолог обратила особое внимание детей на способ фиксации ответов в тестовой тетради, а также на способ исправления ошибок. Психолог показала детям на доске, как они должны это делать. Во время проведения тренировочных тестов Галина Владимировна убедилась, что дети знают, что им нужно делать и помогла тем, кому понадобились дополнительные разъяснения.

     Я во время выполнения теста ходила по рядам и следила, чтобы дети работали на той странице и в том  месте, где нужно, а также, чтобы  они чётко зачёркивали крестиком  овалы. Психолог каждое задание повторяла и на каждое задание отводила достаточно времени. Общее время выполнения теста детьми составило примерно 25 минут. Затем мы собрали бланки у детей, поблагодарили их за участие в исследовании и ушли в кабинет психолога, для того чтобы обработать результаты теста.

     Данные  оказались такими: у 4 детей – средний уровень развития интеллектуальных способностей (11-13 правильно решённых задач), у 2 детей – высокий уровень (более 13 правильно решённых задач) и у 1 ребёнка – уровень развития интеллектуальных способностей ниже среднего (менее 11 правильно решённых задач). Психолог занесла эти результаты в компьютер.  
 25 ноября 2009 г. (среда)

     Методический  день.

     26 ноября 2009 г. (четверг)

     Я посетила адаптационно-развивающее  занятие детей ясельной группы №3. Тема занятия: «Мячик». Задачи данного занятия:

     1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

     2. Повышение эмоционального тонуса;

     3. Развитие чувства ритма, координации  движений;

     4. Развитие ориентации в пространстве;

     5. Обучение отражению в речи  своего местонахождения, местонахождения  других детей, предметов;

     6. Развитие зрительного и тактильного  восприятия, речи и воображения.

     Материалы, необходимые для проведения занятия:

большой мяч; матерчатый мешочек; маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине); жёлтая, красная, зелёная, синяя гуашь; зубная паста; альбомные листы с нарисованным мячом для каждого ребёнка (см. Приложения).

     На  занятии присутствовало 10 детей (4 мальчика и 6 девочек) в возрасте от 1,5 до 3 лет. Некоторые из детей ещё плохо разговаривают, невнятно. Но большинство говорят уже хорошо.

     Занятия в этой группе проводятся два раза в неделю (во вторник и в четверг). Все темы занятий психолог повторяет с детьми по два (а некоторые и по три-четыре) раза. Это делается для того, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Занятие «Мячик» психолог проводит второй раз, поэтому большинство ребят знакомы с ним.

     Когда мы с Галиной Владимировной зашли  в ясельную группу, дети очень обрадовались её приходу. Занятие проходило таким образом:

     1. Приветствие. Психолог поздоровалась с ребятами, а они с ней.

     2. Рассматривание с детьми большого мяча.

     3. Рисование круга руками в воздухе. 

     4. Разучивание стихотворения С.  Маршака «Мой весёлый звонкий  мяч» с ритмичным шлёпаньем  по мячу руками (сначала правой, потом левой).

     5. «Превращение» детей в мячи  с закреплением знаний о цвете.

     6. Подвижная игра «Мой весёлый  звонкий мяч» с телесными объятиями детей между собой и с психологом.

     7. Подвижная игра «Прятки для  мячей» с расширением словарного запаса и ориентировкой в пространстве. Психолог повторила эту игра три раза.

     8. Дидактическая игра с мячом  «Прятки» с обучением отражению  в речи местонахождения мяча.

     9. Развивающая игра «Мячик в мешочке» (для развития восприятия, речи и воображения) с закреплением знаний о форме предмета.

     10. Разукрашивание пальцем полосок  на мяче. Перед началом занятий  психолог смешала гуашь с зубной  пастой, получилась пальчиковая  краска. Детей она рассадила за парты, раздала им листы с изображением мяча (на каждом листе подписана фамилия ребёнка) и предложила им выбрать краску на их усмотрение (жёлтую, красную, зелёную или синюю). Затем она помогла каждому ребёнку разукрасить белую полоску вдоль мяча, изображённого на бумаге.

Информация о работе Отчёт по учебно-ознакомительной практике в детском саду