Отчёт по учебно-ознакомительной практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:01, отчет по практике

Описание

Цель прохождения учебно-ознакомительной практики: познакомиться с работой психолога, научиться наблюдать, понимать и анализировать деятельность педагога-психолога Дошкольного образовательного учреждения.
Задачи учебно-ознакомительной практики состоят в следующем:
1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;
2. Освоение профессиональной этики;
3. Ознакомление со спецификой работы психолога в Дошкольном образовательном учреждении;
4. Анализ профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения;
5. Ознакомление с требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации;

Работа состоит из  1 файл

Отчёт по учебно-ознакомительной практике.docx

— 50.69 Кб (Скачать документ)

     11.Рефлексия  занятия. Психолог усадила детей  в один ряд на стульчики,  встала напротив и начала проводить  беседу: «Что вам понравилось  делать больше всего?», «Что  вы узнали нового, интересного?».

     12. Прощание. Психолог сказала детям:  «Наше занятие заканчивается.  Давайте скажем друг другу  спасибо за весёлую игру. До  свидания».

Занятие длилось  примерно 20 минут. Я во время сидела на стуле около окна и наблюдала. Детей моё присутствие, конечно, отвлекало: они смотрели на меня, некоторые даже подходили, задавали вопросы или что-то рассказывали.

       После занятия психолог отметила присутствующих в журнале учёта групповых форм.

     27 ноября 2009 г. (пятница)

      Я присутствовала на индивидуальной диагностике  ребёнка старшего дошкольного возраста. Психолог привела  мальчика с подготовительной группы №6 к себе в кабинет. Она ему предложила сесть на любой стул, который ему захочется. Было заметно, что у ребёнка нет настроения. Галина Владимировна спросила у него, почему он грустит. Мальчик сказал, что он сегодня первый день после болезни пришёл в сад и скучает по дому. Психолог спросила, хочет ли он с ней позаниматься. Мальчик отрицательно помахал головой. Галина Владимировна сказала: «Хорошо. В другой раз. Пошли тогда в группу», и повела ребёнка обратно.

      Через 5 минут она вернулась с другим мальчиком из той же группы. У него с настроением было всё в порядке, и он согласился выполнить несколько заданий. Сначала психолог-педагог села напротив ребёнка и стала непринуждённо с ним беседовать. Она спрашивала, нравиться ли ему ходить в детский сад, с кем он дружит в саду, нравиться ли ему воспитательницы, какие сегодня занятия проводились в группе с утра, в какие игры он сегодня играл и т.д. Мальчик оказался вполне общительным, поддержал беседу психолога, рассказал ей о своих друзьях в саду.

       Возраст мальчика – 5 лет 8 месяцев, поэтому интеллектуальные способности этого ребёнка нельзя исследовать с помощью МЭДИС. Для этого используются индивидуально подобранные методики:

     1.Методика «Рисунок» направлена на выявление уровня воображения. После разговора с испытуемым Галина Владимировна предложила ему порисовать. Она дала ему альбомный лист бумаги и коробку карандашей и попросила нарисовать то, что он захочет, даже если это будет что-то несуществующее. Мальчик нарисовал, психолог стала расспрашивать, что именно нарисовано у него на листке. Затем она попросила его подарить ей этот рисунок.

      Критерии  оценки рисунка: 1) Скорость процессов воображения; 2) Необычность оригинальность образов; 3) Богатство (разнообразие) образов; 4) Глубина и проработанность (детализованность) образов; 5) Впечатлительность, эмоциональность образов.

      2. Тест на исследование зрительной  памяти. Психолог показала испытуемому  10 картинок и предложила ему  запомнить, что на них изображено. Так два раза. В первую попытку  мальчик назвал 5 картинок, во вторую  – 6.

      3. Методика «Что здесь лишнее?»  на определение уровня логического  мышления. Психолог показала ребёнку бланки, где он должен был определить, что нарисовано лишнее в каждой строке. При этом засекалось время.

      4. Методика «Выучи слова» на  определение уровня слуховой  памяти. За 6 попыток испытуемый на  слух должен запомнить как  можно больше слов.

      5. Методика «Найди отличия» на  определение уровня концентрации  и распределения внимания. Ребёнку  предлагается найти 10 отличий  между двумя рисунками.

      6. Методика «Назови слова» направлена  на оценку уровня словарного  запаса. Психолог говорила название  группы (например, цвета или столовые  приборы), а мальчик должен был  назвать как можно больше слов, относящихся к этой группе.

      Индивидуальное  диагностическое исследование длилось 20 минут. После последнего задания психолог поблагодарила ребёнка за выполненную работу и проводила обратно в группу.

      30 ноября 2009 г. (понедельник)

      Я помогала психологу обработать и  интерпретировать результаты индивидуального диагностического исследования родителя – мамы одной из воспитанниц ДОУ, девочки 5 лет. Диагностика проводилась с помощью Опросника измерений родительских установок и реакций Е. Шеффера (PARI) и Опросника родительских отношений (ОРО) (см. Приложения).

      В Опроснике родительских отношений  высокий тестовый балл испытуемая получила по шкале «Кооперация» (80,93 балла), что интерпретируется как  социальная желательность поведения (см. Приложения). По результатам PARI испытуемая получила высокие баллы по следующим признакам: «побуждение словесных проявлений, вербализация»; «уравнительные отношения между родителями и ребёнком». Эти признаки говорят об эмоциональном оптимальном контакте между родителем и ребёнком. Также высокие показатели по шкале «суровость, излишняя строгость», что характеризует излишнюю эмоциональную дистанцию с ребёнком и по шкале «преодоления сопротивления, подавление воли», что говорит об излишней концентрации на ребёнке. Но средние оценки по этим шкалам приблизительно равны. Также у испытуемой высокий балл по признаку «неудовлетворённость ролью хозяйки дома». Это шкала характеризует отношение к семейной роли. Это свидетельствует о приоритете производственных проблем над семейными. Можно предположить, что для испытуемой характерны зависимость от семьи и низкая согласованность в распределении хозяйственных функций (см. Приложения).

     1 декабря 2009 г. (вторник)

      Я помогала психологу в подготовке к адаптационно-развивающему занятию  для детей раннего возраста (в  ясельной группе №3) и присутствовала на этом занятии. Тема занятия: «Прогулка в осенний лес». Задачи занятия:

      1. Сплочение группы, развитие эмпатии;

      2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

      3. Снижение излишней двигательной  активности;

      4. Обучение различению цветов, соотношению  предметов по цвету;

      5. Развитие пространственных представлений,  умения отображать в речи с  помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

      6. Развитие общей моторики;

      7. Развитие памяти, речи и воображения.

      Материалы, необходимые для проведения занятия:

картина «Осенний лес»; игрушечный ёжик; игрушки лиса, волк, медведь; красные, жёлтые и зелёные  кленовые листья для каждого ребёнка; красная, жёлтая и зелёная корзинки; альбомные листы с изображением ёжика для каждого ребёнка; чёрная гуашь; зубная паста (см. Приложения).

      Я помогла психологу найти в  группах ДОУ необходимые материалы, нарисовать 15 листов (т.к. в группе 15 детей) с изображением ёжика и разукрасить их. Пока у детей проходило занятие музыкой, я и Галина Владимировна приготовили кабинет ясельной группы к проведению занятия: установили мольберт с картиной, спрятали игрушечного ёжика, поставили на одну из парт цветные корзины, размешали гуашь с зубной пастой, освободили большую часть комнаты для подвижных игр, поставили часть стульчиков в ряд.

      Пришли  дети и очень обрадовались нашему присутствию в комнате. Занятие проходило таким образом:

      1. Приветствие. 

      2. Рассматривание осеннего леса  на картине и называние основных  примет осени.

      3. Подвижная игра «Прогулка в  осенний лес» с рассказыванием  потешки и показом движений:

«По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагали наши ножки, шагали наши ножки...»

Педагог-психолог шла впереди, рассказывала потешку  и показывала движения, дети шли  за ней гуськом и повторяли.

      4. Дидактическая игра  с ёжиком «Прятки» с обучением отражению в речи местонахождения вещей с помощью предлогов. Психолог предлагает детям найти спрятанного ёжика. Затем прячет его ещё раз, дети опять находят. Затем третий раз…

      5. Рассматривание игрушечного ежа  с разучиванием стихотворения  Б. Заходера:

« -- Что ты, ёж, такой колючий?

-- Это я на  всякий случай.

Знаешь кто  мои соседи?

Лисы, волки да медведи!»

      6. Объяснение детям как ёжик  защищается от «своих соседей».

      7.Подвижная игра «Ёжик защищается». Психолог предлагает детям «побыть ёжиком». Они  становятся в кружок и выставляют спинки тогда, когда психолог идёт с лисой, волком и медведем. Игра повторяется 2-3 раза.

      8. Дидактическая игра «Разложи  листочки в корзинки» с обучением  соотнесения цветов и разучиванием  основных цветов предметов. Каждому ребёнку психолог раздала три листочка (красный, жёлтый и зелёный), дети должны были разложить их в соответствующие по цвету корзинки. Не все справились с заданием самостоятельно, некоторым психолог помогла выбрать правильную корзинку.

      9. Игра «Песня для ёжика». Каждый ребёнок побывал в роли ежа (посидел в центре круга), остальные дети ходили вокруг вместе с педагогом-психологом и пели песню для ёжика: «Шли по лесу не спеша, вдруг увидели ежа…».

      10. Дорисовывание пальчиком иголок  у ежа. Психолог усадила детей  за парты, раздала им листы  с нарисованным ёжиком и поставила  баночку с краской. Затем помогала  каждому ребёнку по очереди  дорисовывать иголки у ёжика.

      11. Рефлексия занятий. Галина Владимировна  посадила детей в ряд на  стульчики и провела с ними  беседу о прошедшем занятии. 

      12. Прощание. Психолог сказала детям:  «Наше занятие заканчивается.  Давайте скажем друг другу  спасибо за весёлую игру. Вы  хотите, чтобы ёжик пришёл к  вам в гости ещё раз?». 

      Занятие длилось 20 минут, в нём приняло  участие 8 детей. Один мальчик не захотел заниматься, психолог не стала его заставлять. Он всё это время стоял в уголочке и наблюдал. Галина Владимировна время от времени предлагала ему присоединиться к ним, но он отказывался, хотя можно было заметить, что ему интересно.

      После занятия психолог отметила присутствующих в журнале учёта групповых  форм.

      2 декабря 2009 г. (среда)

      Методический  день.

      3 декабря 2009 г. (четверг)

      Я присутствовала на адаптационно-развивающем  занятии для детей раннего  возраста. Занятие проходило в  той же ясельной группе №3. Тема повторялась: «Прогулка в осенний лес». На этот раз на занятии присутствовало 8 детей. Мальчик, который в прошлый раз отказался от участия в играх, сегодня присоединился к группе в середине занятия (когда дети искали ёжика, т.к. он видел, где его спрятала психолог). Моё присутствие детей уже практически не волновало, на меня почти не обращали внимания. Многие дети помнили слова песенок и потешек и охотно помогали напевать психологу. После занятия психолог отметила присутствующих в журнале учёта групповых форм.

      Во  время игры «Ёжик защищается»  лиса «укусила» одного из мальчиков (его не было на прошлом занятии). Он испугался и заплакал. Она объяснила ребёнку, «что лиса на самом деле не укусила его, он ведь ёжик, она укололась об его иголки». Мальчик всё равно хныкал до конца занятия, а после отказался идти с воспитателями на прогулку. Мы с Галиной Владимировной успокоили мальчика, помогли одеться и проводили на улицу.

      4 декабря 2009 г. (пятница)

      Я оказала помощь психологу в обработке  и интерпретации результатов  индивидуального диагностического исследования  ребёнка (мальчика из подготовительной группы №6).

      Результаты  оказались такими:

      1. Методика «Рисунок»: по каждому  критерию даётся 2, 1 или 0 баллов. У испытуемого общая оценка  по 5 критериям 5 баллов, это говорит  о среднем уровне воображения.

      2. В тесте на исследование зрительной  памяти оценка испытуемого 5 баллов. Это средний уровень.

      3. Методика «Что здесь лишнее?»  – у испытуемого высокий уровень  развития логического мышления, он допустил всего ошибку.

      4. В методике «Выучи слова» за 6 попыток ребёнок выучил 7 слов. Это  оценивается в 4-5 баллов – средний  уровень слуховой памяти.

      5. В методике «Найди отличия»  мальчик нашёл 7 отличий. Это  говорит о среднем уровне концентрации  и распределения внимания.

      6. В методике «Назови слова»  испытуемый назвал 21 слово за  весь тест. Этот результат оценивается  в 2-3 балла – низкий уровень  словарного запаса.

Информация о работе Отчёт по учебно-ознакомительной практике в детском саду