Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:18, курсовая работа
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории». Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью.
Введение………………………………………………………………………..……1
Глава 1. Зарубежные теории эмоций………………………………………………2
1. Периферическая теория У.Джемса – Г.Ланге………………………………3
2. Теория У.Кеннона – П.Барда……………………………………….………..6
3. Теория Фестингера…………………………………………..……………….7
4. Когнитивно – физиологическая теория эмоций С.Шехтера………….……8
5. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда………………………….….11
Глава 2. Отечественные теории эмоций………………………………………..…15
2.1. Информационная теория эмоций П.В.Симонова……………………………15
2.2. Теория И.П.Павлова…………………...………………………………………20
Глава 3. Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных теорий эмоций………………………………………………………………………………24
Вывод………………………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………………29
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО
«Удмуртский государственный
Институт
педагогики, психологии и социальных
технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему: Отечественные
и зарубежные теории
эмоций
Ижевск 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Зарубежные теории эмоций………………………………………………2
Глава 2. Отечественные теории эмоций………………………………………..…15
2.1. Информационная
теория эмоций П.В.Симонова…………
2.2. Теория И.П.Павлова…………………...……
Глава 3. Сравнительная
характеристика отечественных и
зарубежных теорий эмоций………………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
1
Введение
В. К. Вилюнас
справедливо отмечает, что «многое из
того, что в учении об эмоциях по традиции
называют многообещающим словом «теория»,
по существу представляет собой скорее
отдельные фрагменты, лишь в совокупности
приближающиеся к ...идеально исчерпывающей
теории». Каждая из них выпячивает какой-то
один аспект проблемы, тем самым рассматривая
лишь частный случай возникновения эмоции
или какого-то ее компонента. Беда еще
и в том, что теории, созданные в различные
исторические эпохи, не обладают преемственностью.
Да и может ли быть в принципе единая теория
для хотя и связанных друг с другом, но
все же таких различных эмоциональных
явлений, как эмоциональный тон ощущений,
эмоции и чувства.[10,26] Поэтому я поставила
перед собой задачу изучить отечественные
и зарубежные теории эмоций. А целью работы
был анализ данных теорий с последующим
выявлением того, какие аспекты знания
об эмоциях различны, а какие общи.
2
Глава
1. Зарубежные теории
эмоций
С того
времени, когда философы и естествоиспытатели
стали всерьез задумываться над
природой и сущностью эмоций, возникли
две основные позиции. Ученые, занимающие
одну из них, интеллектуалистическую,
наиболее четко обозначенную И.-Ф. Гербартом,
утверждали, что органические проявления
эмоций — это следствие психических явлений.
По Гербарту, эмоция представляет собой
связь, которая устанавливается между
представлениями. Эмоция — это психическое
нарушение, вызываемое рассогласованием
(конфликтом) между представлениями. Это
аффективное состояние непроизвольно
вызывает вегетативные изменения.
Представители другой позиции — сенсуалисты, — наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур
писал
по этому поводу: «Разве я недостаточно
доказал, что источник нашей естественной
склонности к страстям лежит не в
душе, а связан со способностью вегетативной
нервной системы сообщать мозгу о получаемом
ею возбуждении, что если мы не можем произвольно
регулировать функции кровообращения,
пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно,
в таком случае объяснять
3
нашей
волей нарушения этих функций, возникшие
под влиянием страстей».[8,136]
Эти две
позиции позднее получили развитие
в когнитивных теориях эмоций
и в периферической теории эмоций
У. Джемса — Г. Ланге.
1.1.«Периферическая»
теория У. Джемса—Г. Ланге
Американский психолог У. Джемс выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, которых говорилось выше. Он писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим... Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее
4
было
бы по форме чисто познавательным
актом, бледным, лишенным колорита и
эмоциональной теплоты. Мы в таком
случае могли бы увидеть медведя
и решить, что всего лучше обратиться
в бегство, могли бы понести оскорбление
и найти справедливым отразить удар, но
мы не ощущали бы при этом страха или негодования».
Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для первого органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Радость, с его точки зрения, есть совокупность двух явлений: усиления моторной иннервации и расширения кровеносных сосудов. Отсюда происходит и экспрессивное выражение этой эмоции: быстрые, сильные движения, громкая речь, смех. Печаль, наоборот, является следствием ослабления двигательной иннервации и сужения кровеносных сосудов. Отсюда вялые, замедленные движения, слабость и беззвучность голоса, расслабленность и молчаливость.
Смысл
этого парадоксального
5
с утра
ходить, еле волоча ноги, с опущенными
руками, согнутой спиной и грустной
миной на лице — и у вас действительно
испортится настроение. С другой стороны,
подавите внешнее проявление эмоции,
и она исчезнет.
У. Джемс
приводил не всегда бесспорные доказательства
своей гипотезы. Например, он описывает
рассказ своего знакомого, испытывавшего
страх при припадках, связанных
с затруднением глубокого вдоха,
и считает это доказательством
того, что эмоция здесь есть просто
ощущение телесного состояния и причиной
ее является чисто физиологический процесс.
Однако появление страха в описываемом
случае может быть объяснено и по-другому:
человек при возникновении затруднения
при вдохе опасался, что он задохнется,
и именно сознание этого и вызывало у него
переживание страха.
Мне можно возразить: если я говорю, что человек опасался, то это означает, что он уже боялся, т. е. испытывал страх. Но опасение — это чаще всего лишь вероятностное прогнозирование, оценка человеком будущего события. И именно по поводу этого неблагоприятного прогноза для жизни субъекта, т. е. психического процесса, а не физиологического, у него и возникает эмоция (притом не обязательно страха, ею может быть и тревога), приводящая не только к переживанию опасности, но и к физиологическому на нее
6
реагированию.
Таким образом, между опасением
как прогнозом и страхом как
эмоцией нет тождества.[3,193]
1.2.Теория
У. Кеннона — П. Барда
Еще проведенные
физиологами в конце XIX века эксперименты
с разрушением структур, проводящих в
мозг соматосенсорную и висцеросенсорную
информацию, дали повод Ч. Шеррингтону
заключить, что вегетативные проявления
эмоций вторичны по отношению к ее мозговому
компоненту, выражающемуся психическим
состоянием. Теорию Джемса—Ланге резко
критиковал и физиолог У. Кеннон, и для
этого у него тоже были основания. Так,
при исключении в эксперименте всех физиологических
проявлений (при рассечении нервных путей
между внутренними органами и корой головного
мозга) субъективное переживание все равно
сохранялось. Физиологические же сдвиги
происходят при многих эмоциях как вторичное
приспособительное явление, например
для мобилизации резервных возможностей
организма при опасности и порождаемом
ею страхе или как форма разрядки возникшего
в центральной нервной системе напряжения.
7
Кеннон
отмечал два обстоятельства. Во-первых,
физиологические сдвиги, возникающие
при разных эмоциях, бывают весьма похожи
друг на друга и не отражают их качественное
своеобразие. Во-вторых, эти физиологические
изменения развертываются медленно, в
то время как эмоциональные переживания
возникают быстро, то есть предшествуют
физиологической реакции.
Он показал
также, что искусственно вызванные
физиологические изменения, характерные
для определенных сильных эмоций, не
всегда вызывают ожидаемое эмоциональное
поведение. С точки зрения Кеннона, эмоции
возникают вследствие специфической реакции
центральной нервной системы и в частности
— таламуса. В более поздних исследованиях
П. Барда было показано, что эмоциональные
переживания и физиологические сдвиги,
им сопутствующие, возникают почти одновременно. [1,26]
1.3.Теория
Фестингера
В последующие годы возникла и была основательно разработана теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется
8
расхождение
(когнитивный диссонанс), возникают
отрицательные эмоции, в то время
как совпадение ожидания и результата
(когнитивный консонанс) приводит к
появлению положительных
Несмотря
на многие исследования, подтверждающие
правоту этой теории, существуют и
другие данные, показывающие, что в
ряде случаев и диссонанс может вызвать
положительные эмоции. По мнению Дж. Ханта,
для возникновения положительных эмоций
необходима определенная степень расхождения
между установками и сигналами, некоторый
«оптимум расхождения» (новизны, необычности,
несоответствия и т. п.). Если сигнал не
отличается от предшествовавших, то он
оценивается как неинтересный; если же
он отличается слишком сильно, покажется
опасным, неприятным, раздражающим и т.
п.[2,48]
1.4.Когнитивно-физиологическая
теория эмоций С. Шехтера
Эта теория разработана С. Шехтером с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие
9
увеличение
активации организма, хотя и являются
необходимым условием для возникновения
эмоционального состояния, но недостаточны,
так как определяют лишь интенсивность
эмоционального реагирования, но не его
знак и модальность. В соответствии с этой
теорией, какое-то событие или ситуация
вызывают возбуждение и у человека возникает
необходимость оценить его содержание,
т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение.
По представлениям Шехтера, на возникновение
эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами
и порождаемыми ими физиологическими
изменениями в организме, оказывают влияние
прошлый опыт человека и оценка им наличной
ситуации с точки зрения имеющихся в данный
момент потребностей и интересов. Таким
образом, висцеральная реакция вызывает
эмоцию не прямо, а опосредованно.
В пользу
этой точки зрения говорит то, что
возникновение эмоций может обусловливаться
словесными инструкциями и эмоциогенной
информацией, предназначенной для изменения
оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании
феномена приписывания).
Так, в одном эксперименте людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор, причем в одном случае им говорили, что данное «лекарство» будет вызывать у них эйфорию, а в другом — состояние
10
гнева.
И действительно, после принятия
«лекарства» через отведенный инструкцией
временной промежуток у испытуемых
появились ожидаемые
В пользу
когнитивных теорий эмоций говорит
и тот факт, что висцеральные реакции,
вызванные введением
Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций